И с т о р и я с. У н ж а
Село Унжа названо в честь притока Волги - реки Унжа (с тюрских языков - <песчаная>, по другой версии - <неприступная>).
Унжа считается древним славянским поселением, которое появилось в 11-12 веках. По мнению историков, Унжа сформировалась при князе Всеволоде Большое Гнездо между 1176 и 1212 годами, а летопись упоминает об этом поселении как о городе в 1218 году.
В 12-13 веках являлся опорным пунктом для защиты от татар. В 14-19 веках город осуществлял торговую миссию. В 1928 году был создан колхоз <Заря>. В настоящее время в Унже находится СПК <Новый путь>, участковая больница, школа, ДК, почтовое отделение. В селе располагаются памятники архитектуры (в т.ч. три церкви, одна из которых действующая), истории и природы.
Унжа - старый город. А что о нем известно?
В словаре Брокгауза и Ефрона (издание 1902 г.) говорится: <г. Унжа - заштатный город Костромской губернии Макарьевского уезда, при реке Унже, жителей 1280 человек. Существовал уже в начале XIII столетия, а в 1218 г. им пытались овладеть болгары. О нем говорится по поводу разграбления Унженского края казанскими татарами в 1468 г. При Иване Грозном Унжа был записан в число опричных городов, городище основано в XV веке.>
В труде Херсонского (член Костромской ученой архивной комиссии) <Летописи Макарьева Унженского монастыря Костромской епархии> (издание 1888 г.) говорится о том, что в 1552 году казанские татары побывали в городе Унже.
В 1670 году в Унже был отряд Степана Разина под командованием Ильи Ивановича Пономарева, отряд от Волги шел по реке Ветлуге и потом через территорию нынешнего Тимошинского сельсовета вышел к городу Унже. Находясь в Унже, Пономарев заставил земского старосту Тараску Григорьева собрать жителей, а попа Тимофея зачитать <Воззвание к народу Степана Разина>. Узнав о существовании Макарьевского монастыря, отряд пошел туда, но в пути где-то между Унжей и Макарьевом встретился войсками московского воеводы Василия Нарбекова и потерпел поражение. Историк Соловьев пишет, что <одна воровская шайка перебралась на Унжу и изгибла неизвестно как> (т. XI, гл. 5. История России). Херсонский в своем труде по созданию летописей Макарьевского монастыря утверждал, что отряд Пономарева был разбит на голову. На самом деле же, как это видно из сборника авторов Л. Белова, В. Касторского и Н. Соколова по истории города Галича (Костромское издательство 1959 г.), отряд не был разбит, а в составе 400 конных и 300 пеших бойцов через территорию Кологривского уезда отступил к Судаю и осадил его. Руководить осадой Пономарев оставил старшину отряда Мирона Федоровича Мумарина, а сам на пяти поводах с девятью бойцами направился к Тотьме для вербовки новых сил и изыскания оружия. Но 11 декабря 1670 года на глухой лесной дороге под Тотьмой был захвачен отрядом тотемского воеводы Ртищева и 12 декабря 1670 г. повешен у Тотьмы на берегу р.Сухоны. Старшина же Мирон Мумарин от Судая дошел до Великого Устюга, где его схватили и отправили в Москву с несколькими помощниками.
До преобразования Макарьевской монастырской слободы в город Макарьев (1778 год) в Унже было воеводство (управление уездом). Но монастырская вотчина имела от 20 октября 1626 года царскую грамоту, в которой говорилось: <Боярам и наместникам и их тиунцам монастырских служек и крестьян не судить ни в чем оприч душегубства, разбоя и татьбы с поличным, а ведать и судить их игумену с братиею самим во всем>.
Город Унжа был долгое время существенным торговым центром и только с образованием г.Макарьева стал хиреть. К сожалению, каких-либо конкретных данных о размерах торговли в прошлом об Унже не имеется. Но некоторое представление можно иметь из существующих сведений о торговле в Макарьевской монастырской слободе. Так, по летописным данным 1667 года в Макарьевской слободе активно велась торговля. Каждый год в январе и июле проводились ярмарки и каждую пятницу торжки. На время ярмарок только монастырь сдавал <для торгу> 267 лавок, 15 шалашей, 8 изб и 2 чулана, лавок имелось 13 рядов. На ярмарки собирались купцы из Юрьевца, Галича, Унжи, Кинешмы, села Воронея, Нерехты, Решмы, Плеса, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода и из Москвы. Приезжали на ярмарки даже английские купцы с табаком, следует полагать, что в Унже до образования города Макарьева торговля велась более оживленная, чем в монастырской слободе.
В Унже существуют два памятника старой архитектуры - церковь Николая Чудотворца 16 в. и городище - военно-инженерное земляное сооружение XV века, одно из самых мощных частично сохранившихся в Костромской области.
|