Бюро путешествий Исторический путь

Адрес: г. Москва, улица Маршала Тухачевского, дом 30
Телефон: (495) 637-27-09
 
   
 
 
Сергиев Посад. Монастыри

И с т о р и я   г о р о д а   С е р г и е в  П о с а д


   В настоящее время город Сергиев Посад насчитывает больше 100 тысяч жителей. Здесь процветает промышленность, наука, туризм.

   Сформировывался город постепенно вокруг Троице-Сергиева монастыря, основанного в 1345 году Сергием Радонежским.

   Сергий Радонежский, в миру Варфоломей, отправился вместе со своим братом Стефаном найти место, где они могли бы жить отшельниками и молиться Богу. Обошли они по лесам многие места и, наконец, нашли одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода. Они срубили себе хижины, келью и маленькую церквушку, освещенную во имя Святой Троицы. Стефан долго не смог прожить в лишениях и ушел от брата. А Варфоломей принял постриг и был окрещен Сергием, постепенно к Святому начали приходить монахи. Сформировался монастырь, а Сергий стал игуменом. Монастырь разрастался и получил славу по всей Руси.

   Конец 12 - начало 13 века время освобождения русского государства от монголо-татарского ига, а в 1380 году в Троице-Сергиевом монастыре было благословлено войско князя Дмитрия Донского. И 8 сентября состоялась Куликовская битва, которая началась с поединка Пересвета (троицкого монаха) и Челубея (монгольского богатыря Темир-Мурзы). Бой закончился победой русских. Это была первая большая победа в борьбе с Золотой Ордой. После битвы Дмитрий Донской вернулся в Троице-Сергиев монастырь помянуть погибших, однако в 1408 году татары взяли реванш. Хан Едигей захватил и сжег монастырь, но уже в 1411 монастырь был отстроен и двести лет мирно развивался. Во главе монастыря уже не было Сергия Радонежского, он скончался в 1392 г., а в 1422 году был причислен к лику святых.

   Как и положено религиозному центру, Троице-Сергиев монастырь не был чужд ничему мирскому, поэтому он стал самым большим землевладельцем во всей России.

   В 1422 г. был сооружен первый каменный собор монастыря - Троицкий, который стал усыпальницей Сергия Радонежского. А в 1540 г. произошло строительство первой каменной стены собора. К 1550 г. монастырь был окружен мощной каменной стеной с 11 башнями. Иван Грозный сам приезжал проконтролировать строительство. В конце 15 века в России среди жителей распространилась "жуткая ересь". Возникла так называемая идеология "нестяжателей", которая сражалась с монастырским землевладением. Более того, настоятелем Троице-Сергиева монастыря стал некий старец Артемий, один из носителей этой идеологии. Естественно, через некоторое время он был уличен, осужден и сослан из крупнейшего монастыря-землевладельца России на Соловки. По ереси нестяжателей был нанесен мощный удар.

   Из основных фактов жизни монастыря можно отметить, что во время бунта Галичского князя Дмитрия Шемяки его соратник и коллега Иван из Можайска захватил великого князя московского Василия Второго именно в стенах монастыря. Позднее Василий было ослеплен и отправлен в ссылку, но потом вернулся и продолжал благоволить к монастырю.

   В начале 15 века произошло вторжение польско-литовских войск в Россию, и практически все города, которые не имели каменных стен, пали под натиском врага, но Троице-Сергиев монастырь, благодаря стенам, не только выдержал осаду польско-литовских интервентов войск Сапеги и Лисовского, но и стал одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского.

   А в 1682 г. в стенах монастыря укрывался юный Петр с братом Иваном и царевной Софьей во время стрелецкого восстания, а в 1689 году уже Петр спасается в монастыре от сестры Софьи. Именно сюда для поддержки Петра пришли верные ему потешные полки и Сухаревский стрелецкий полк. В монастыре Петра справляется со сторонниками Софьи, всенародно казнит их на площади перед монастырем. Отсюда единоличным правителем молодой царь возвратился в Москву.

   Тем временем, с начала 1610 года, когда в монастыре обосновался воинский гарнизон, вокруг обители интенсивно разрастаются села и слободы. Первыми поселениями, которые стали основой будущему городу, были села Кокуево, Панино и Клементьево. Троицкий монастырь всегда был большим землевладельцем. Земли, которые пренадлежали монастырю, имели большие государственные льготы, что способствовало развитию торговли и ремесел. На территории вокруг монастыря постепенно формировались слободы мастеровых людей. Так возникли Иконная и Поварская, Конюшенная и Тележная, Пушкарская и Стрелецкая слободы. Также разворачивалось строительство внутри монастыря, в 1742 г. в стенах монастыря открылась духовная семинария. А в 1744 г. монастырь приобретает титул Лавры. Глава Русской Православной церкви Митрополит Московский становится священноархимандритом Лавры, а к началу 18 века села уже образовывали замкнутое кольцо, а в 1782 году получили название Сергиев Посад. Большая часть жителей этого посада занимались обслуживанием паломников, промышляли торговлей, опять-таки пользуясь постоянным наплывом пришлых людей. Капитальное строительство в городе производила в основном только Лавра. Вблизи от монастыря были сооружены монастырские гостиницы, богадельни, лавки, доходные дома и т. д. Экономическая жизнь города также существовала в зависимости от нужд монастыря. В связи с огромным спросом у паломников на предметы религиозного культа здесь было развито производство крестов, подсвечников, икон и т.д. В 1792 г. был принят план постоянной застройки города. Строительству способствовал приток богомольцев, который возрос в связи с постройкой благоустроенного шоссе (1845) и открытием железной дороги (1865) между Москвой и Сергиевым Посадом.

   В 1814 г. в Лавре сформировалась Духовная Академия.

   В начале 20 века с приходом к власти коммунистов в Лавре случились серьезные перемены. В 1918 г. Советское правительство принимает решение закрыть ее, а в 1919 были кощунственно вскрыты мощи Преподобного Сергия Радонежского. В 1920 г. на территории монастыря открылся музей, а в 1930 году был переименован и город. Новое название Загорск он приобрел в честь революционера, секретаря московского комитета партии большевиков Загорского. Как мы знаем, этот большевик с соратниками был взорван бомбой, что символизирует зарождение глубокой любви русского народа к Партии и ее вождям. Только в 1991 году городу присвоили историческое имя.

   Но все-таки в 1946 г. - Сталин разрешает открыть Лавру и духовные учебные заведения, с этого момента Троице-Сергиева Лавра - самый большой действующий мужской монастырь Русской Православной церкви. В 1988 г. в Троице-Сергиевой Лавре, в Трапезной палате проводятся заседания Поместного собора Русской Православной церкви, которые были приурочены к празднованиям 1000-летия крещения Руси.


Ж и т и е   С е р г и я   Р а д о н е ж с к о г о


   (...) Преподобный Сергий был рожден от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария, которые были всякими добродетелями украшены. (...)
   И случилось некое чудо до рождения его. Когда ребенок еще был в утробе матери, один раз в воскресенье мать его вошла в церковь во время пения святой литургии. И стояла она с другими женщинами в притворе, когда должны были приступить к чтению святого Евангелия и все стояли молча, младенец стал кричать в утробе матери. Перед тем, как стали петь херувимскую песнь, младенец начал вторично кричать. Когда же иерей сказал: "Вомнем, святая святым!" - младенец в третий раз закричал. (...)

   Когда стал сороковой день после рождения его, родители принесли ребенка в церковь Божию. (...) Иерей окрестил его именем Варфоломей. (...)

   Отец и мать рассказали иерею, как их сын, еще в утробе матери, в церкви три раза кричал: "Не знаем, что значит это". Иерей сказал: "Веселитесь, ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы". (...)

   У Кирилла было три сына: Стефан и Петр быстро выучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать. (...) Отрок со слезами молился: "Господи! Дай мне выучить грамоту, научи меня". (...) Печалились родители его, огорчался учитель, все печалились, не ведая высшего предначертания божественного промысла, не зная, что хочет Бог сотворить. (...) По усмотрению Бога необходимо было, чтобы от Бога книжное учение он получил. Раскажем, как научился он грамоте.

   Когда он послан был отцом своим найти скот, он увидел некоего черноризца на поле под дубом стоящего и молящегося. Когда закончил молиться старец, он обратился к Варфоломею: "Что хочешь, чадо?" Отрок же сказал: "Душа хочет знать грамоту. Учусь я грамоте, но не могу ее освоить. Святой Отче, помолись, чтобы смог я освоить грамоту". И ответил ему старец: "О грамоте, чадо, не скорби: с сего дня даст тебе Господь знание грамоты". С того часа он прекрасно знал грамоту.

   Раб божий Кирилл прежде имел большое имением в Ростовской области, был он боярином, владел большим богатством, но к концу жизни впал в бедность. Скажем и о том, почему он обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду, из-за нашествия татарских, из-за даней тяжких ордынских. Но хуже всех этих бед было великое нашествие татар, и после него продолжалось насилие, потому что княжение великое осталось князю Ивану Даниловичу, и княжение Ростовское отошло к Москве. И, большинство из ростовцев москвичам имущество свое поневоле отдавали. Из-за этого Кирилл переселился в Радонеж.

   Сыновья Кирилла, Стефан и Петр, женились; третий же сын, блаженный юноша Варфоломей, не захотел, а стремился к иноческой жизни.

   Стефан же немного лет пожил с женой, и жена его скончалась. Стефан же очень скоро оставил мир и стал монахом в монастыре Покрова святой Богородицы в Хотькове. Блаженный юноша Варфоломей, пришедши к нему, попросил Стефана, чтобы тот пошел с ним искать место пустынное. Стефан, повинуясь, пошел вместе с ним, обошли они по лесам многие места и наконец пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода. Братья осмотрели место и полюбили его, а основное - это Бог наставлял их. И, помолившись, стали они своими руками лес рубить, и на плечах своих они бревна принесли на выбранное место. Сначала они себе сделали постель и хижину и сделали над ней крышу, а потом келью одну соорудили, и отвели место для церковки небольшой, и срубили ее.

   И освящена была церковь во имя святой Троицы, но Стефан недолго прожил в пустыни с братом своим и увидел, что трудна жизнь в пустыни - во всем нужда, лишения. Стефан отправился в Москву, поселился в монастыре святого Богоявления и жил, весьма преуспевая в добродетели.

   В то время Варфоломей хотел принять пострижение монашеское, и призвал он к себе в пустыньку священника, игумена саном. Игумен постриг его месяца октября в седьмой день, на память святых мучеников Сергия и Вакха, и дано было имя ему в монашестве Сергий. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и в той пустыни, порой его смущали демонские козни и ужасы, а иногда зверей нападения, - ведь много зверей в этой пустыни тогда жило. Некоторые из них стаями выли и с ревом проходили, а другие не вместе, но по два или по три или один за другим мимо проходили; некоторые из них вдалеке стояли, а другие близко подходили к блаженному и окружали его, и даже обнюхивали его.

   Среди них один медведь имел обыкновение приходить к преподобному, преподобный, видя, что не из злобы приходит к нему зверь, но чтобы взять из еды что-нибудь немного для пропитания себе, выносил зверю из хижины своей маленький кусок хлеба и клал его или на пень, или на колоду, чтобы, когда придет, как обычно, зверь, готовую себе нашел пищу; и он брал ее в пасть свою и уходил. Когда же не хватало хлеба и пришедший по обыкновению зверь не находил приготовленного для него привычного куска, тогда он долгое время не уходил, но стоял медведь, озираясь туда и сюда, упорствуя, как некий жестокий заимодавец, желающий получить долг свой. Если же был у преподобного лишь один кусок хлеба, то и тогда он делил его на две части, чтобы одну часть себе оставить, а другую зверю этому отдать; не было ведь тогда в пустыни у Сергия разнообразной пищи, но только хлеб один и вода из источника, бывшего там, да и то понемногу. Часто и хлеба на день не было; и когда это происходило, тогда они оба оставались голодными, сам святой и зверь. Иногда же блаженный о себе не заботился и сам голодным оставался: хотя один только кусок хлеба был у него, но и тот он зверю этому бросал. И он предпочитал не есть в тот день, а голодать, чем зверя этого обмануть и без еды отпустить.

 


М о н а с т ы р и   Т р о и ц е - С е р г и е в о й   Л а в р ы


   Троицкий Собор. Внутри лавры червонным золотом горят глава и кровля древнейшего Троицкого собора, он первый в России памятник, который поставлен в честь основателя монастыря-крепости Сергия Радонежского в год его канонизации (1422) и официального провозглашения "покровителем земли Русской". В одноглавом белокаменном Троицком соборе покоится прах Сергия, а в музее имеется надгробная пелена с изображением игумена, в иконостасе собора - работы Андрея Рублева и его товарищей. Лучший художник русского средневековья написал здесь всемирно знаменитую "Троицу". Она сейчас находится в Третьяковской галерее, а в иконостасе - превосходная копия.


   Храм "Сошествия святого духа". Второй древний храм - Сошествия святого духа - создали уже из кирпича псковские каменщики в 1476 году. Верх его уникален: с колокольней под главкой. "Иже под колоколы" называли такие церкви наши предки. Опись 1641 года оставила названия и своеобразные "характеристики" висевших над храмом колоколов: "нефимонный" (повседневный), "с очапом" (поврежденный, скрепленный хомутом), "сполошный", "колокол расшибен бывал нефимонный".





   Успенский собор. Мастера Ивана Грозного в 1559 году начали сооружать большой пятиглавый Успенский собор - формально главный в лавре. Завершал постройку царь Федор Иоаннович в 1584 году. Величием простоты и строгостью отмечен внешний облик храма. В интерьере собора - большой резной иконостас. С задней его стороны, высоко вверху поставлены площадки для певчих. Современники отмечали, что пел хор монахов "аки с небес". В иконостасе - работы Симона Ушакова, из-под куполов спускаются литые медные паникадила высокохудожественной работы. Все стены и своды покрыты фресками, их выполнили в одно лето 1684 года тридцать пять изографов во главе с Димитрием Григорьевым (имена художников перечислены на западной стене собора, под росписью "полотенец").


   Надкладезная часовня. У юго-западного угла Успенского собора располагается веселая, нарядная, похожая на резную раскрашенную игрушку Надкладезная часовня конца XVII века, типично нарышкинской архитектуры - известны "три восьмерика на четверике". Вторая Надкладезная (Пятницкая) часовня, также конца XVII столетия, располагалась за оградой лавры, на берегу, к востоку от Введенской и Пятницкой церквей (обе - 1547 года). От последней она и приобрела свое название. Часовня утратила большинство из украшений, "вросла в землю", но волнистая кровля с двумя световыми восьмеричками, тонкая скульптурная обработка входного портала, остатки наличников свидетельствуют о том, каким красивым было это небольшое здание, ждущее реставрации.


   Трапезная. В конце XVII столетия в лавре перестроили старую, которая насчитывала около трех столетий Трапезную. Возведенная вновь в 1686-1692 годах, она располагается на подклете с открытым гульбищем, широкой лестницей, украшенная резными полуколонками, полуциркульными раковинами, наличниками со стилизованными виноградными гроздьями; "в шашку" красной, желтой, синей и зеленой краской расписана гладь стен. Внутри - огромный зал с широким сомкнутым сводом, конструкция которого для XVII века была серьезным инженерным достижением, долго остававшимся непревзойденным. Живопись на стенах и сводах поздняя, 19 века, но для своего времени интересная. В церкви, которая отделена от зала кованой позолоченной решеткой, привлекают внимание красивый резной иконостас и пол из брусков яшмы красно-коричневого тона.

   Храм Зосимы и Савватия. Великолепное сооружение начала XVII столетия - комплекс Больничных палат с храмом Зосимы и Савватия, единственной шатровой церковью в ансамбле монастыря. Еще совсем недавно она была закрыта убогой жилой застройкой и разрушалась. Долго работавший в лавре талантливый архитектор-реставратор И. В. Трофимов вернул былую красоту прекрасному красно-белому храму с высоким граненым шатром, украшенным зелеными поливными изразцами. Сейчас это один из красивейших уголков лавры.

   Надвратная церковь. Семнадцатому веку принадлежит и Надвратная церковь Иоанна Предтечи, сооруженная "именитыми людьми" Строгановыми, крупнейшими купцами и промышленниками в 1693-1699 годах. Она потеряла четыре главы пятиглавия, но и в таком виде остается прекрасным памятником, ее декор во многом повторяет декор Трапезной.






   Царские чертоги. Ко второй половине XVII столетия относятся еще и большие Чертоги - путевой дворец царя Алексея Михайловича. Он часто приезжал в Троице-Сергиев монастырь, основную святыню Московского государства, в сопровождении свиты, насчитывавшей более пятисот человек. Всем надо было дать приют. Это и обусловило облик Чертогов, простого по формам, но вместительного здания, когда-то богато декорированного снаружи изразцами, частично сохранившимися и поныне. В интерьерах интересна лепная отделка и две изразцовые печи, вероятно, лучшие из уцелевших до наших дней.

   Митрополичьи покои. Своеобразный "памятник трех столетий" - нарядные Митрополичьи покои, с главного, северного фасада здание смотрится двухэтажным. С северной стороны виден еще один, самый древний, XVI века, нижний этаж, врезанный в косогор. Второй этаж над ним сооружен в XVII веке, третий этаж и весь декор относятся к годам окончания ансамбля Троице-Сергиевой лавры - к середине XVIII столетия.
В тот же период соорудили и маленькую Михеевекую церковь. Как бы для контраста размещена она рядом с большой, пышно-торжественной Трапезной палатой. Михеевская церковь привлекает внимание своим уникальным обликом: есть здания, которые хороши и "во втором ряду", если строитель талантлив.

   Смоленская церковь. Смоленская церковь (Одигитрии) - одна из первых работ молодого еще Ухтомского. Здание изящно и оригинально по формам и декору "елизаветинского барокко". В плане она - восьмигранник с выпуклыми и вогнутыми криволинейными гранями. Здание стоит на высоком белокаменном цоколе и имеет четыре открытых крыльца-паперти с широкими парадными лестницами (восстановлены три крыльца), с резными каменными балюстрадами. На крыльцо выходили три двери и алтарная ниша, все одинаково декорированные порталами с парными пилястрами по бокам. Восьмигранный купол несет изящный фонарь с узкими арочными окнами. На сложной главе-кивере - крест, "попирающий полумесяц" (в XVIII веке шли одна за другой войны с мусульманской Турцией). Смоленская церковь была искажена пристройками и переделками. Долго был неизвестен и ее строитель. Предание связывало ее постройку с тайной свадьбой императрицы Елизаветы Петровны с придворным певчим Алексеем Разумовским. Приписывали постройку В. Растрелли. Исследования и реставрации, проведенные вдумчивым, талантливым архитектором Б. Д. Комаровым, вернули лавре одно из изящнейших ее строений и установили имя зодчего - Дмитрия Ухтомского, последнего и наиболее одаренного из многочисленных создателей ансамбля Троице-Сергиевой лавры.
Дмитрий Ухтомский нашел для ансамбля лавры достойное завершение - прекрасную вертикаль красивейшей в России пятиярусной колокольни. Без нее невозможно представить Сергиев Посад, покидая его, мы еще долго будем видеть золотой венец колокольни Троице-Сергиевой лавры - бесценного памятника древней русской архитектуры.

 


Ф о т о г р а ф и и



Вид на Троице-Сергиев монастырь (2000г.)


Троице-Сергиев монастырь (2000г.)


Площадь (2000г.)


Под стенами Лавры (2000г.)


Памятник погибшим воинам 2-й Мировой войны (2000г.)


Успенский собор и Надкладезная часовня (2000г.)


Успенский собор (2000г.)


Успенский собор среди деревьев (2000г.)


Современный Сергиев Посад .


Троицкий Собор.


Храм "Сошествия святого духа".


Трапезная.


Надвратная церковь.