Бюро путешествий Исторический путь

Адрес: г. Москва, улица Маршала Тухачевского, дом 30
Телефон: (495) 637-27-09
 
   
 
 
Cуздаль. Герб
План города.
(Из энциклопедии
"Города России")
Cуздаль
Cуздаль
1024
 

Суздаль -

районный центр Владимирской области, который стоит в 37 км к северу от Владимира на реке Каменке. Входит в "Золотое Кольцо". Когда то столица Ростово-Суздальского княжества. В сегодняшнем городе больше 200 памятников архитектуры, жизнь города во многом основывается на приеме и обслуживание туристов.

Население примерно 12.1 тыс. человек.

Как добраться

Из Москвы с Курского вокзала прямой электричкой до Владимира (3,5 часа; 1 раз в день), или с пересадкой в Петушках (4-5 часов).

Из Петербурга поездом на Нижний Новгород (1 раз в день) до Владимира.

Из Владимира - постоянные автобусные рейсы.

В городе имеются гостиницы и целый комплекс по приему туристов.

Суздаль известен невероятным количеством монастырей и церквей построенных в небольшом по площади городе.

Общая информация

Суздаль.
Купола церквей Лазаря и Антипия. 1667, 1745 гг.
Фото А.Тилипмана.

Среди бескрайних полей на берегу обмелевшей реки Каменки располагается древний город Суздаль. Река здесь сильно петляет и образует несколько полуостровов, далеко вступающих друг в друга. Видимо, эта причина и предопределила строительство города именно на этом месте. Река могла применяться в качестве дополнительной преграды на пути врагов. Поэтому примечательно, что один такой полуостров занят кремлем.

Каменка не утратила своего стратегического значения и в наши время. Так, на другом полуострове сооружен туристический комплекс.

Основные городские постройки расположены на левом берегу Каменки, и рассекаются двумя магистралями. Одна идет с севера, из Иваново, на юг, во Владимир. Вторая идет перпендикулярно первой и в месте пересечения с нею формирует центральную площадь. Если ехать по этой дороге на восток, то где-то через пять километров можно попасть в село Кидекша, о котором подробнее можно прочитать здесь. Если же ехать на запад, то в конце концов можно попасть в другой старинный город - Юрьев-Польск.

По окраинам город перевоплащается в деревню с типичными деревянными домами и приусадебными участками. Берега Каменки в некоторых местах высоко возвышаются над водой, создавая естественный пьедестал для крупномасштабных городских построек. Особенно прекрасны виды от Покровского монастыря на Спасо-Евфимьев (последний как раз находится на высоком берегу) и наоборот. Древние градостроители умело применяли особенности рельефа для придания своим постройкам большей монументальности.

На такой несущественный по размерам город, как Суздаль, приходится пять монастырей и один кремль. Когда идешь по городу, то постоянно виден, по крайней мере, один из них, да еще несколько отдельно расположенных церквей. Так что выражение "город-музей" более чем соответствует реальности.

Как и положено всякому уважающему себя музею, большее число "экспонатов" Суздаля находится в приличном состоянии, а не в руинах, как во многих местах, не входящих в "Золотое Кольцо".

Существует, правда, и оборотная сторона. По всей видимости, отцы города считают, что "приличное состояние" подразумевает яркую и броскую раскраску. Церкви цвета черничного или клубничного йогурта вызывают небольшое недоумение. Впрочем, как показывает опыт наблюдения за куполами Богородицко-Рождественского собора кремля, существует надежда, что через несколько лет природа возьмет свое.

Еще один интересный факт. На схемах города, которые были выпущены в 1990 году, через реку Каменку указано существенно больше мостов, чем построено на самом деле. Следует также иметь в виду, что большая часть мостов - легкие пешеходные (по-местному "лавы") - строятся каждый год после половодья заново. То есть ранней весной число переправ через речку резко сокращается.

Автовокзал, куда приходят междугородние автобусы, располагаются довольно далеко от центра в сторону Кидекши. В городе имеются автобусные маршруты, но ходят они редко, да и пересечь весь город пешком не составляет труда.

Суздаль прекрасно посещать вместе с целым рядом городов "Золотого Кольца" расположенных неподалеку.

Страницы истории

Суздаль. Река Каменка
и башни Спасо-Евфимьевского монастыря.
Фото А.Тилипмана.

Датой рождения городов, точное время основания которых неизвестно, является первое дошедшее до нас упоминание о них в какой-нибудь летописи. В одной из них говорится, что в 1024 году, после неурожая, в Суздале и его окрестностях вспыхнуло восстание. На его подавление прибыл из столицы того времени - Киева сам Ярослав Мудрый. Летопись умалчивает, как именно Ярослав подавил бунт - мудростью или яростью, но беспорядки закончились. Видимо, жизнь в городе до 1024 года протекала относительно мирно, иначе о его существовании мы узнали бы раньше. Впрочем, существует версия, что города Суздаля в это время как такового еще не существовало, а под этим именем понималась лишь местность.

Обилие плодородных земель, близкое соседство с большим лесным массивом, маленькая, но судоходная речка, проходящие неподалеку торговые пути - все создавало условия для тихой зажиточной жизни в медвежьем углу Киевской Руси, в тысяче километрах от столицы.

Так длилось до 1054 года, когда полулегендарный правитель Киева отошел в мир иной, дети Ярослава все делили по-братски. Суздаль, Ростов, Белозерск и многое другое получил брат Всеволод, а позже получил в наследство внук Владимир, более известный как Мономах. Мономах отдал Суздаль Мстиславу, но тот предпочел Новгород, а в конце концов, город оказался у Юрия Владимировича Долгорукого. В то же время "большие князья" устроили кровавые разборки (1096) по земельному вопросу. Князь Олег Черниговский покусился на мономашие земли и урвал их изрядный кусок. Узнав, что Мстислав бросил все дела и идет из Новгорода к нему навстречу, Олег отступил, уходя спалив беззащитный Суздаль. "Справедливость", как всегда восторжествовала, земли вернулись владельцам, но город пришлось строить заново. Однако через десять лет проблемы появились вновь. На этот раз с Волги пришли болгары, разграбили окрестности, осадили Суздаль. Пришло время Мономаха оторваться от дел и навести порядок (1107) на Суздальских землях.

Некоторое время спустя маленький Юра вырос и стал большим и сильным князем, властителем Ростово-Суздальского княжества. В 1125 году он перенес его столицу из Ростова в Суздаль, а свою загородную резиденцию соорудил в Кидекше (5 км от Суздаля). Вокруг города Юрий воздвиг земляные валы с дубовым частоколом, а вокруг этих укреплений были вырыты рвы, сообщавшиеся с Каменкой. Вскоре после кончины Юрия столица княжества переносится во Владимир. Суздаль, однако, продолжает расти, вокруг него сооружаются новые монастыри, обновляются укрепления.

Суздаль.
Фото А.Тилипмана.

Впрочем, укрепления оказываются бессильными против монголо-татарских орд, особенно, когда нет кому воевать. Монголы шли быстро и напали сразу и на Владимир, и на Суздаль (1238). Ополчение последнего располагалось в это время в походе, из которого так и не вернулось. Город был захвачен, сожжен, а население его какая то часть убито, какая то часть взята в плен. Какое то время город платил дань самостоятельно, а в 1392 году московский князь получает от монгольского хана право на управление Суздалем. Вероятно, у хана были проблемы со сбором дани с мелких административных образований, и он занялся объединением российских земель. С тех пор город навсегда потерял свою самостоятельность, но покой не обрел. Полчища захватчиков продолжают периодически нападать на Суздаль, нанося ему существенный ущерб.

В 16-ом веке в городе увеличивается каменное строительство, сюда лично приезжает Иван Грозный. И то, и другое говорит о высоком статусе Суздаля. Значение города во многом объясняется тем, что с 14-го века он становится центром Суздальской епископии, одной из богатейших феодальных организаций того времени. Более того, в веке 16-ом она сооружается на степень архиепископии.

Немного цифр. К 16-му веку в Суздале образовалось 11 монастырей и 1 кремль. Кремль имел 15 башен, на его территории находился 1 каменный собор и еще 7 деревянных шатровых церквей. (Когда окажетесь на месте, постарайтесь представить себе плотность застройки!) В черте городского вала имелось еще 14 деревянных церквей. Упомянутые выше 11 монастырей в общем располагали еще 27 храмами. Учитывая, что к концу 16-го века в Суздале было только немногим больше 400 жилых дворов, получаем, что примерно на каждые 8 из них приходилась "своя собственная" церковь!

17-й век начался для города не очень хорошо. В 1611 году после полугодовой осады Суздаль был разрушен польско-литовскими интервентами. В 1634 году переживает натиск Крымских татар. А в году 1644 город отдают... в приданое принцу датскому Вольдемару, будущему мужу царицы Ирины.

Завершает дело разорения города чума 1654-1655 года, истребившая почти половину всего населения.

Суздаль. Башни Спасо-Евфимьевского монастыря.
Фото А.Тилипмана.

И тем не менее, с сороковых годов 17-го века в Суздале осуществляется период расцвета монументального строительства. Вероятно, все многочисленные напасти слабо затронули казну Суздальского духовенства. Строится епископ, не отстают и монастыри - их каменные храмы и стены могут теперь сравниться с кремлем! Стены Спасо-Евфимиева монастыря окружаются 12 башнями. И какими!

Мощные укрепления монастыря в полной мере были оценены в 1767 году, когда в нем сделали центральную тюрьму для всякого рода вольнодумцев, как духовных, так и политических.

В целом, 18-й век не привносит в жизнь города ничего лучшего. Государственные реформы подрывают экономическое могущество Церкви, Суздальская епископия упраздняется.

В 1788 году, при Екатерине Великой, учреждается новый план города, который четко свидетельствует о появлении такого чертежного инструмента, как линейка. На карте Суздаля появляются прямоугольные кварталы и длинные прямые улицы. В то время у города было 17 кожевенных, 3 кирпичных и 7 солодовых заводов, шелковая фабрика и 138 лавок. Культурные учреждения были показаны 5 монастырями, 12 питейными домами и 34 церквями.

19-й век значим в истории Суздаля колокольней Ризположенского монастыря и торговыми рядами. Можно смело говорить, что обе постройки далеки от того, чтобы называться шедеврами. Существенные размеры обеих лишь подчеркивают безнадежную провинциальность города.

Наконец, наступает год 1862. В этот год вступает в строй железная дорога, естественно, обошедшая Суздаль стороной. К концу 19-го века, как и девятью веками раньше, Суздаль становится только центром сельскохозяйственной округи.

Уже в близкие нам дни, в 60-х годах 20-го столетия, были приняты судьбоносные решения, которые были призваны сделать Суздаль туристической Меккой. Многие памятники восстановили, отреставрировали, построили нужную туристическую инфраструктуру. Поток туристов, на самом деле, одно время был велик. В начале 90-х годов 20-го века этот поток значительно уменьшился, однако в последнее время Суздаль вновь становится популярным местом проведения выходных, свадеб и выпускных вечеров. Вероятно, в скором будущем туризм снова начнет приносить городу существенный доход.

Достопримечательности

Кремль.

Суздаль. Кремль.

Когда один из авторов этой статьи увидел впервые Богородице-Рождественский собор (в то время он как раз был только что отреставрирован), то ему показалось, что он смог бы целый день, не отрываясь, смотреть на его синие купола. (Прошло меньше 10 лет и их цвет изменился до неузнаваемости.) Собор, который стоял посреди кремля, был построен в 12-ом веке. Однако уже к началу 13-го века собор стал разрушаться, поэтому по указу князя Георгия Всеволодовича в 1222-1225 годах он был разобран до основания и отстроен полностью заново. Но и этот вариант собора до нас полностью не дошел. В 1445 году у него обрушился верх и больше 80 лет собор стоял в развалинах. Наконец, в 1528 году начались восстановительные работы, которые включили в себя частичную разборку стен, и к 1530 году собор был отстроен вновь, получив на этот раз обычное для того времени пятиглавое завершение. Работы производились по приказу Московского царя Василия III и были приурочены к окончанию набега казанского хана. Огромная часть последующих переделок собора была ликвидирована уже в наше время при реставрации 1964 года.

Собор также популярен своими "Златыми вратами", датируемыми 1230-1233 годами. Створки ворот разделены на квадраты, в каждом из которых показана своя сюжетная картинка. Все изображения осуществлены в своеобразной и эффектной технике золотого письма по черненой меди. Врата поставлены в западном и южном порталах собора.

С внешней стороны стены собора обставлены декоративными колоннами и резьбой по камню. Со стороны внутренней украшены фресками самого разнообразного времени: от начала 13-го века, до конца века 19-го.

Чтобы подойти к собору, необходимо зайти внутрь пояса стен кремля, которые кажутся очень маленькими, недостаточными для защиты города. Другое дело мощные укрепления Спасо-Евфимьева монастыря! Вокруг кремля кое-где имеются остатки древних земляных валов, мало подверженных разрушительному воздействию времени.

Сегодня на территории кремля находится музей, который занимает несколько помещений, в том числе Архиерейские палаты - резиденцию духовного руководства. Палаты представляют из себя сложный конгломерат, который созавался на протяжении 15-18 веков. Судя по размаху сооружения, местные архиереи распоряжались огромными деньгами.

В 1635 году на территории кремля появляется шатровая колокольня - достаточно массивное и тяжеловесное сооружение. Интересно, что нижний ярус колокольни вмещает в себя небольшую домовую митрополичью церковь. Церковка сообщается с архиерейскими покоями галереей, так что высшее духовенство могло добираться к месту работы, не выходя на улицу.

Напротив кремля, на другом берегу Каменки, находится музей деревянного зодчества, довольно любопытный. Многие его экспонаты интересны, но их взаимное расположение оставляет желать лучшего.

Суздаль. Вид на Спасо-Евфимьевский монастырь
от Покровского монастыря.
Фото А.Тилипмана.

Спасо-Евфимьевский монастырь.

В 1352 году к северу от центра города, на высоком левом берегу Каменки, по указу Суздальско-Нижегородского князя Константина был основан мужской Спасо-Евфимьев монастырь. Монастырь задумывался как крепость и был сначало обнесен деревянной оградой (разрушена поляками). Справедливости ради, следует признать, что расквартировав в монастыре свои войска, поляки ограду восстановили заново. Сегодняшние же красноватые кирпичные стены были воздвигнуты к 1664 году. Мощные укрепления имеют 12 башен, которые были построены с учетом возможностей появившейся в то время артиллерии. Необходимо сказать, что новой могучей крепости так и не довелось сыграть боевой роли. Внешний враг уже не проявлял опасности глубинам России. Другое дело враг внутренний. И вот, в 1767 году, чтобы добро не пропадало, ему нашли новое использование. Монастырь стал центральной тюрьмой для инакомыслящих. К арестантам здесь были применены самые бесчеловечные наказания, и место это стало пользоваться дурной славой. Тюрьма была упразднена только в 1905 году. (Сравните с историей Кирилло-Белозерского монастыря.)

Весь комплекс сооружений монастыря стоит в отличном состоянии. За стенами прячутся Спасо-Преображенский собор (1564), шатровая Успенская церковь (1525), монастырские хозяйственные и жилые постройки, звонница (16-17 вв). В наше время звонница полностью восстановлена, и на ней опять помещены колокола. Если повезет, то можно попасть на концерт (как правило около 3 часов дня).

У стен монастыря похоронен князь Пожарский. Похороны его прошли в 1642 году, а надгробие установленное на могиле, было воздвигнуто аж в 1974.

Покровский монастырь.

Суздаль. Вид на Покровский монастырь
от Спасо-Евфимьевского монастыря.

На другом берегу Каменки, напротив мужского Спасо-Евфимьева монастыря, в 1364 году был сооружен женский Покровский монастырь. Монастырь применялся как место ссылки для женщин знатных фамилий и даже жен великих князей. История его расцвета очень трагична и достойна подробного описания (прочитать ее можно здесь).

Ансамбль монастыря складывается из белокаменной ограды с 9 башнями, в том числе двумя башнями с каменными шатрами, удивительной Благовещенской надвратной церкви (1518) , Покровского собора (1510-1514) с пристроенной колокольней, Зачатьевской трапезной церкви (1551), нескольких монастырских сооружений. Сегодня в монастыре опять можно наблюдать монашек, хотя основное нынешнее назначение монастыря - ресторанное и гостиничное. Если вы никогда не проживали в "русской избе" или в номере за 100 долларов, то здесь вы сможете с успехом совместить оба эти приключения.

К югу от Спасо-Евфимьева монастыря находится монастырь Александровский, основанный, по некоторым данным, в 1240 году самим Александром Невским. Однако, единственный оставшийся до наших дней храм этого монастыря (Вознесенский) датируется 1695 годом. Отсюда открывается прекрасный вид на Покровский монастырь. Как и в последнем, на территории Александровского монастыря также появилась очередная гостиница, пониже уровнем. В целом прослеживается занятная тенденция.

Далее к югу находится четвертый монастырь - Ризположенский. Он был создан аж в 1207 году Суздальским епископом Иоанном и предназначался для женщин. Впрочем, сегодняшний свой вид он начал принимать гораздо позже - в веке 16-ом, когда началась замена деревянных сооружений на каменные. Главная достопримечательность этого монастыря - "Святые врата" (1688) в южной, обращенной к городу, стене. На территорию лучше не заходить - реставрация не завершена, и памятники старины огорчают своим состоянием. Монастырь декорирован контрастирующей со всей архитектурой древнего города колокольней (1813-1819) высотой в 72 метра. На наш взгляд, здание это совершенно неуместно и не обладает выдающимися архитектурными достоинствами. Скорее всего, строя ее, отцы города хотели показать, что Суздаль совсем не хуже, чем столичный Петербург. В итоге, город приобрел чуждое ему по стилю сооружение.