Бюро путешествий Исторический путь

Адрес: г. Москва, улица Маршала Тухачевского, дом 30
Телефон: (495) 637-27-09
 
   
 
 
Калязин. Как добраться
Калязин
Символ города.
Фото Адриано Сильвестри.
Калязин
Калязин
1775

Калязин -

районный центр в Тверской области, находящийся у места впадения реки с поэтическим названием Жабня в Волгу. В городе проживают 15.8 тыс. жителей (1992) и несколько предприятий легкой и пищевой промышленности.

Как добраться

Из Москвы с Белорусского вокзала поездом на Рыбинск (4 часа в пути, приходит глубокой ночью); либо на электричке до Савелово с одноименного вокзала и далее на пригородном поезде (2 раза в день) - в общем дорога займет 4-5 часов. Летом 1-2 раза в день ходит "Комета" из Савелово.

Из Санкт-Петербурга с Московского вокзала прицепным вагоном на Углич (12 часов в пути, идет ночь). Можно также московскими поездами доехать до Твери (более 10 отправлений в день, примерно 5-7 часов в пути) и далее... (см. ниже)

Из Твери автобусом следующим в Калязин (2 рейса в день, 4 часа в пути). При следовании в Калязин со стороны Питера, путь через Тверь может оказаться немного быстрее, но заметно дороже и неудобнее. Следуя из Питера или из Твери, благоразумно будет сначала осмотреть Кашин.

В городе имеется гостиница.

Основной достопримечательностью города является колокольня, одиноко стоящая посреди воды.

Калязин это город затопленной колокольни

Калязин - городок, известный с 12 века, расположился амфитеатром на высоком правом берегу Волги. Перед самой войной его почти полностью перестроили (в связи со строительством водохранилища), так что можно говорить, что город опять молод. Впадающая в Волгу река Жабня прекрасно выиграла от строительства ГЭС. Теперь это большая полноводная заводь, которая разделяет город на две части - восточную и западную. Не всякая речка может похвастаться такой шириной! Чтобы ее пересечь, необходимо воспользоваться единственным мостом, находящимся чуть выше города. Старый центр находится в нескольких метрах ниже уровня реки под водой. Новый - в западной части, вдоль шоссе, которое ведет в Кашин. (Кстати, приблизительно в 9 километрах от центра Калязина на этом шоссе есть мост через Волгу. Мост достаточно высок, с него открывается красивая панорама.) Водохранилище не только изменило облик города, но и оказало влияние на его климат. Огромные водные пространства несколько демпфируют колебания температур. К северу и востоку от Калязина местность по большей части ровная и лесистая, на западе преобладают поля.

Город лучше посетить вместе с Кашином, так как расстояние между ними составляет всего 25 км, автобусы ходят до 5 раз в день, в пути около 40 минут. Далее из Калязина можно отправиться в Углич, или на юг, в Сергиев Посад (1 автобус в день, примерно 2.5 часов в пути, 120 км).

Сегодняшний Калязин производит впечатление достаточно нового города. Разлившееся водохранилище затопило старый центр, для людей соорудили типовые дома и бараки на высоких местах. Но несмотря на непоправимый урон, который был нанесен облику города строительством водохранилища, в городе появились приятные для прогулок места с видом на огромные водные пространства. Одно из таких мест располагается в Восточной части города (той, что на правом берегу реки Жабни) у краеведческого музея, который занимает помещение бывшей церкви. Я, между прочим, рекомендую посетить и сам музей, ибо там собрана интересная коллекция фотографий и макетов, рассказывающая о "допотопном" городе. Перед музеем раскинулся небольшой парк, который обрывается к воде. На картах часто указывают, что отсюда имеется паромная переправа к центру города. Это легкое преувеличение, но вид на самом деле хорош. На главную достопримечательность города - колокольню - лучше всего любоваться с пристани в центре города (на левом берегу Жабни). Здесь для катеров, которые курсируют по Волге, сделаны деревянные мостки, уходящие метров на 60 от берега. Метрах в 200 от берега находится колокольня, основание которой засыпано землей. Когда шло строительство плотины, дома, которые должны были быть затоплены, разбирали и переносили на другое место, а то, что мешало, но не подлежало разборке, как, к примеру, монастырь, просто взрывали. Однако местным коммунистическим властям показалось удобным эксплуатировать колокольню как место для тренировок начинающих парашютистов. Поэтому ее решили на первых порах не сносить, позднее, когда революционные маньяки сошли с исторической сцены, колокольню и вовсе оставили. Более того, ее обсыпали грунтом, чтобы предотвратить разрушение, которое вызывалось водой и ледоходом. Теперь это место своеобразного паломничества и символ города.

Страницы истории

Территория города обживалась с 12 века - здесь преобладала слобода. О ней почти ничего не известно. Однако в 15 веке на противоположном берегу Волги на землях купца Коляги был сооружен Калязинско-Троицкий (Макарьевский) монастырь. Бурная российская жизнь, тем не менее, проходила мимо города. В 1775 году слобода приобрела статус уездного города. Близость к центрам и положение на судоходной реке позволяло городу проживать без особых бед. В конце 19 века здесь было примерно 30 предприятий, среди которых были судоверфь, кожевенные и кафельные заводы. В 30-е годы город был почти уничтожен водохранилищем и построен на более высоком месте. Но вместе с этим, именно этому факту он и обязан своей большой сегодняшней известностью. Одиноко стоящая в середине реки на месте бывшего центра колокольня затопленного и разрушенного Никольского собора стала символом коммунистического беспредела и памятником человеческой жестокости.

Достопримечательности

Основная достопримечательность Калязина - колокольня Никольского собора (1800).

Интерес представляет расположенная на выгодной позиции над рекой Богоявленская церковь (1781), сегодня - краеведческий музей. В городе остались несколько кварталов с застройкой 18-19 веков.