Бюро путешествий Исторический путь

Адрес: г. Москва, улица Маршала Тухачевского, дом 30
Телефон: (495) 637-27-09
 
   
 
 
Плёс. Музей пейзажа
1. Общие сведения

Плёс. Основные сведения


 

Герб Плёса

Плёс — город в Приволжском районе Ивановской области России. Население 2,7 тыс. жителей (на 2005 год).

Регион: Ивановская область

Район: Приволжский район

Подчинение: районное

Год основания: XII век

Статус города: c 1925 года

Население: 2,7 тыс. чел. (на 2005 год)

 

Код ОКАТО: 24220504

Телефонный код: (+7) 49339

Часовой пояс: MSK (UTC+3, летом UTC+4)

Координаты: 57 гр 27 мин с. ш. 41 гр 30 мин в. д.

География

Плёс на карте

Город находится на правом берегу Волги, на севере Ивановской области, в устье речки Шохонки.

Самая высокая точка города 54 м. над уровнем р. Волги.

Плёс входит в Золотое кольцо России.

 

2. История

Основные даты в истории Плёса


 

 

Официально история Плёса начинается с 1410 г., когда московский князь Василий I, сын Дмитрия Донского, спасаясь от татарского хана, повелел построить здесь укрепленную таможенно-сторожевую заставу.

В 1778 Плёс ненадолго получает статус уездного города, в 1812 становится одним из центров создания отрядов костромского народного ополчения.

В 1870-е годы разрабатывается строительство железной дороги, с окончанием в порту Плёса. Однако из-за излишней крутости берега, железную дорогу в результате строят к Кинешме, а Плёс теряет своё значение, как перекрёсток транспортных путей и с момента открытия железной дороги в 1871 году понемногу превращается в маленький провинциальный городок — традиционное место отдыха и творчества. Имеется легенда, что плёсские купцы, спасаясь от железной дороги, которая, как они думали, их разорит, попросту «откупились» от неё.

 

Краткая историческая справка


Плес - один из самых древних городов на Волге. Уже более восьми веков находится он на крутом берегу, на полпути между Костромой и Кинешмой.

По разному именуют Плес: жемчужиной Волги, изумрудом севера, золотым Плесом. "Русской Швейцарией" назвал его А.В. Луначарский, "русским самоцветом" виделся Плес Константину Федину.

Название городка, по всей видимости, происходит от слова "плес", в русском языке, наиболее часто, значащегося прямой участок реки от поворота до поворота. Плесом также в древности именовали и рыбий хвост. В словаре Даля слову плес тоже дается два обозначения: первое - колено реки между двумя изгибами, второе - рыбий хвост, или отшиб. Правый берег, на котором находится Плес, поднялся над рекой на 50 метров.

В Плесе нет архитектурных шедевров и тем не менее это городок, где достигнута настоящая гармония архитектуры и природы, где архитектура стала частью неповторимого волжского ландшафта. Плес издревле привлекал художников, артистов, писателей и музыкантов, всех, кто ис­кал покоя и вдохновения.

Среди стадий развития города можно выделить следующие:

I. Город-крепость.

Формирование города, как города-крепости на Волге относится к XII веку. В XII -XV веках создается основная градостроительная композиция, которая дошла до наших дней. На высоком холме находилась крепость, вдоль Волги тянулся городской посад, вокруг разрастались слободы, в которых развивались различные ремесла. Значение Плеса, как укрепленного пункта теряется только к ХVII веку. В этот период он стал центром обширного церковного округа.

II. Уездный город

В конце 1770-х годов Плес становится уездным городом Костромской губернии, чуть чуть позднее он вновь переводится в разряд заштатных городов. В этот период в городе заселяется большое количество купцов, развивается оптовая торговля. В городе и окрестностях сооружаются фабрики, заводы и мастерские. В последней четверти 19 века в связи с постройкой в 1871 году железной дороги в г. Кинешму город в существенной степени утрачивает былое экономическое значение, как место пересечения торговых путей, плес превращается в тихий, мещанский городок. . >Подробнее…

III. Город-курорт

Приезд в город И.И. Левитана в существенной степени способствовал возрожде­нию города, но уже в новой для него функции, как города-курорта, популярного места отдыха.

 

Преданья старины глубокой


Страница: 1/2

 

 

История Плеса берет начало задолго до того времени, когда московский великий князь Василий 1-й в 1410 году "повеле рубити град Плесо". Народное предание гласит о том, что на месте теперешнего Плеса стоял когда-то древний город Чувиль. О нем даже создана немудреная песенка:

Ой, Чувиль, мой Чувиль,
Чувиль-Навиль, виль, виль, виль!
Еще чудо, первочудо,
Чудо родина моя!

Народная молва не лишена основания, писатель Ф. Д. Нефедов при археологических раскопках в 1895-1896 годах в окрестностях Плеса нашел следы древнего Чувиля и в своей отчете сообщил, что на правом берегу Волги, ниже Плеса, между деревнями Алабуга и Кочергино вся местность носит название Чувиль. На территории этой местности Нефедов обнаружил около сотни небольших древних курганов, а рядом от Чувиля, вблизи с пустошью Кубасово и деревней Левашихой, обследовал две огромные квадратные ямы-землянки, на дне обнаружил много золы, угля, черепков глиняной посуды.

"Находки" Нефедова - не единственные следы обитателей, древнего Чувиля, в верхнем слое почвы нагорной территории города встречается и сейчас много мелкого каменного щебня. Там же вместе со щебнем везде можно увидеть золу, уголь, черепки глиняной посуды и кости домашних животных. Все это подтверждает существование здесь древнего Городища.

Раскопанные курганы в окрестностях Плеса относились к древнеугорским и славянским племенам меря и кривичей, которые жили в период IX-XIII веков. В мужских погребениях находили железные топоры, ножи, а также огнива, металлические пряжки, реже - железные копья. В женских погребениях обнаружили много бронзо-вых и серебряных украшений: серьги, височные кольца, браслеты, ожерелья из бус и бронзовых подвесок, пряжки, железные ножи, серпы, ножницы для стрижки волос и т. д. В двух курганах возле деревень Абабково и Левашиха в погребении воина-вождя найдены крупные угли и остатки от деревянной долбленой лодки.

Древний Плес-Чувиль находился практически в центре Ростово-Суздальского княжества. Рядом от него в XI-XII веках располагались такие города, как Ростов, Ярославль, Кострома, Галич, Чухлома, где первыми жителями также считались меряне и кривичи. Можно считать правильным, что Плес-Чувиль существовал по крайней мере на три столетия раньше, чем был основан Плес как военное укрепление на Волге, которое охраняло подступы к Москве и приволжским городам.

Таким образом, маленькая деревянная крепость, выстроенная в начале XV столетия и получившая наименование Плес, появилась не на пустом месте, а на обжитом и заселенном. Предполагается, что Чувиль был разорен и сожжен полчищами Батыя в 1238 году, когда они напали на костромской земле на богатый город Галич-Мерский. По свидетельству историка И. Любанского, Поволжье, от устья Шексны до устья Оки, с первых же лет татарского ига зачастую подвергалось вторжению татарских отрядов.

Неспокойно тогда было на берегах Волги, даже после знаменательной победы Дмитрия Донского над татарами в 1380 году набеги их по Волге в пределах Костромы и Ярославля повторя-лись довольно долго. Так было и в 1409 году, когда татарский полководец Мурза Эдигей направил свои войска на разорение северо-восточной части замосковного края. Ханские полки Эдигея разорили Переславль-Залесский, а также приволжские города и двинулись к Костроме, куда, спасаясь от татар, вынужден был переехать из Москвы великий князь московский Василий Дмитриевич с женой и детьми. Такая напряженная обстановка и заставила его дать указ в 1410 году "рубити град Плесо".

Место для сооружения крепости было выбрано заранее, и очень удачно. Волга здесь не имеет резких извилин, поэтому можно было на огромном расстоянии наблюдать за движением вражеских лодок. Город воздвигался на высоком правом берегу, защищенном с двух сторон крупными обрывами. С западной и северной сторон крепость окружили глубокими рвами и земляными валами, кругом обнесли хорошими деревянными, рубленными в клеть стенами, по которым постоянно ходила дозорная стража. Углы крепостных стен заканчивались высокими дозорными башнями. Крепость имела два выхода: на север - к Волге, и на запад - к Троицкой слободе, в защищенном городе соорудили несколько больших деревянных домов для дружины и воеводы. Там же построили деревянную церковь, склады для оружия, продовольствия и фуража. Проживали в крепости главным образом стрельцы и другие ратные люди, которые несли дозорную службу. Коренное население Плеса - посадские люди - селилось ближе к крепости в верхней, горной Троицкой, и нижней, подгорной Набережной, слободах, а также в Заречной слободе, за речкой Шохонкой.

Часть дозорного гарнизона крепости всегда располагалась на левом берегу Волги в двух удобных наблюдательных пунктах, один из которых находился напротив крепости, в Серковской слободе, другой несколькими километрами ниже, по берегу, в деревне Сторожово, против которой в русле Волги была устроена каменная гряда. С сооружением крепости Плес превратился в военно-укрепленный пункт на подступах к Костроме.

Великие московские князья назначили в Плесскую крепость своего воеводу, с этого времени на всю Плесскую округу (стан) усилилось влияние московского великого князя. Все жители должны были нести для новой крепости продовольственную, фуражную, ямскую и другие повинности.

 


2. История

Торговый город Плёс


Страница: 1/2

 

 

С увеличением пределов русского государства Плес постепенно перестал считаться укрепленным пунктом. Сожженные деревянные стены крепости больше не восстанавливались, правда, еще довольно долго территория внутри крепостного вала продолжала именоваться крепостью и неоднократно отмечалась на первых планах г. Плеса. На месте крепости в 1699 году взамен сгоревшей деревянной церкви был сооружен каменный собор, два каменных корпуса для присутственных мест и несколько деревянных зданий.

В Плесский стан входила существенная территория земли по обеим сторонам реки Волги. Жители Плеса по роду занятий с давних пор состояли из посадских людей и рыбаков.

В 1716 году в посаде значилось 57 дворов: 41 посадский, 3 нищенских, 3 солдатских и 10 подьячих. В них жило 365 человек. В Рыбной слободе (Заречье) имелось 72 двора рыбаков и 5 нищенских; здесь проживал 431 человек. Рыбная слобода еще с времен царя Ивана IV являлась крупным поставщиком свежей и соленой рыбы для царского двора. В конце 18 века в городе было уже 248 дворов, в них проживало 1326 человек.

В течение 17 и части 18 столетий Плес считался также центром обширного церковного округа - так называемой Плесской десятины.

Границы десятины были довольно таки обширны. Они распространялись на несколько уездов, из Костромского уезда в состав десятины входили действовавшие церкви, расположенные в станах Андомском, Дуплехове и Шачебольском, из Галичского уезда - два стана и весь Кинешемский уезд. Плесская десятина разделялась на две половины: нагорную, находившуюся на правом берегу Волги, и луговую, находящуюся на левом берегу. Каждая из церквей, которая входила в состав десятины, была обложена определенной данью, поступавшей в ведение патриаршего казенного приказа. К примеру, Троицкая церковь, в приходе которой в 1694 году насчитывалось 118 дворов, в том числе 6 помещичьих, 42 посадских, 13 рыбных ловцов, 9 вдовьих, 39 крестьянских и 9 бобыльских, ежегодно сдавала дань по 1 рублю 22 алтына.

Долгое время Плес являлся пригородом Костромского уезда. Но в 1778 году он стал уездным центром, тогда же для города установили герб, который считался составной частью герба Костромской губернии, в верхнем голубом поле щита - корма галерная с тремя фонарями и с опущенными лестницами, во второй части щита - в серебряном поле - речной плес.

В это время в экономическом отношении Плес был уже достаточно развитым городом. В экономических примечаниях, которые составлены в этот период, говорилось: "В нем (Плесе) была полотняная фабрика, два солодовенных завода, две пивоварни, казенный соляной склад, 10 кузниц и девять лавок торговых, в коих купечество и мещанство торговало разными шелковыми, бумажными, полотняными и шерстяными товарами. На полотняной фабрике ткали ткани разных цветов пестряди и равендуки, которые отвозили для продажи в Санкт-Петербург, в Москву и отчасти продавали в городе и вблизи оного на ярмарках..."

Плесские купцы осуществляли торговлю с другими городами. Так, на плане города 1778 года были обозначены три большие дороги, которые идут в Плес из Шуи, Кинешмы и Нерехты.

По истечению двадцати лет, в 1798 году, Плесский уезд был вновь расформирован. Его территорию, находящуюся по правому берегу Волги с городом Плесом, присоединили к Нерехтскому уезду, а заволжскую часть бывшего Плесского уезда отдали Костромскому и Кинешемскому уездам.

В 18-19 веках Плес, как и другие города царской России, управлялся городничими. Одним из таких городничих упоминается дворянин Ярославского уезда Иван Клементьев, который в молодости был бедным, но уже во время службы плесским городничим считался достаточно богатым человеком и после своей смерти оставил по завещанию наследникам несколько деревень с крепостными крестьянами и наличные деньги.

Свое немаленькое состояние городничий, несомненно, приобрел взятками и поборами с местных жителей.

В начале 19 века в Плесе насчитывалось уже три небольшие по-лотняные мануфактуры купцов Ермолина, Зубарева и Шишмолина. Большая часть полотна для этих заведений выполнялась кустарями в ближайших деревнях на ручных станках из пряжи, полученной от предпринимателей. На самих мануфактурах осуществлялась подготовка льняных основ для кустарей и отделка сурового полотна.

По данным за 1801 год, все три предприятия потратили для производства более 4,5 тысячи пудов пряжи и выработали 4650 кусков полотна мерою по 50 аршин в каждом.

B период Отечественной войны 1812 года, когда жители Москвы подвергались эвакуации, г. Плес являлся пристанищем для московского театрального училища. Интересные воспоминания о пребывании училища в Плесе и о жизни его обитателей существуют у известного балетмейстера начала XIX века А. П. Глушковского.

"28 сентября, - пишет он, - мы приплыли к заштатному городу Плесы, этот город делится на два отделения: на высокой горе и по берегу Волги практически все строения были деревянные, кроме нескольких церквей.

Гостиный двор, т.е. лавки, были деревянные, без всякого фасада и порядка: в одной реализоавли деготь, сало, колеса, веревки, а рядом с ней торговали чаем, пряниками, сахаром и вином; аналогичным образом были расположены и другие лавки. Аптеки и лекаря в городе не было, лекарства кое-какие реализовывались в москательной лавке, а вместо лекарей служили три отставные за старостью лет фельдшера, которые лечили какими-то травами: больниц не имелось. Жителей в Плесах имелось до 2000 душ, народ был красивый и здоровый. Мужчины весной ловили рыбу, нанимались по Волге гнать лес и тянуть бечеву, а девки и бабы ткали лен и ткали на продажу холстину. Жизнь в городе была недорогая: телятина, баранина, свинина, куры, гуси, утки, молоко, масло, овес и дрова были нипочем. Театральной конторе, гардеробу и библиотеке был отведен двухэтажный дом на берегу Волги, а театральное училище поместили в трех мещанских домах, располагавшихся на горе: .в одном жили мальчики, а в другом - девицы, третий же дом был нанят для классов воспитанников; чтобы соорудить зал для танцев попросторнее, сняли в доме перегородки".

Рассказывая далее о работе училища во время нахождения в Плесе, Глушковский сообщил:

"Спустя неделю по приезде нашем в Плесы случилось у воспитанников театрального училища ученье... Во время пения, изучения пьес и танцев хозяин дома с дочерью и соседскими девушками собирались под окнами училища слушать пенье и смотреть, что делалось в училище, но более всего внимание простолюдинов было обращено на танцы: особенно удивляло их то, что девушки подымали ноги в разные стороны, прыгали, вертелись; бабы, которые были посмелее, говорили: "Ах, матки, мои, как их вертит нечистая сила, как она их подымает!". Некоторые из них плевались, крестились и читали про себя молитвы, другие же, остолбенев от удивления, стояли с разинутыми ртами. Через некоторое время после того жители города Плеса стали бегать от дома, занимаемого театральным училищем, как от чумы; хозяин же его соглашался заплатить огромные деньги за то, чтобы прекратили преподавание чертовой науки. Когда же я ходил по городу, то многие обыватели указывали на меня пальцем и называли „чертовым помощником"".

 

2. История

Художник И. И. Левитан в Плёсе


Страница: 1/3

 

 

Красоту Плеса и его окрестностей показал на своих полотнах знаменитый русский пейзажист Исаак Ильич Левитан. Ранней весной 1887 года он отправился в свою первую поездку по Волге, его давно влекла к себе великая русская река. В Васильсурске Левитан любовался величественным половодьем и нарисовал его в своих этюдах "Разлив на Суре" и "Под Васильсурском". Потом художник добрался до Ставрополя и Жигулей. По пути он интересовался местами, где задолго до него И. Е. Репин работал над этюдами для своей известной картины "Бурлаки". Красоту Жигулевских берегов Левитан отразил в великолепном этюде "Жигулевские горы". Перед Самарой особое внимание Левитана привлекли многочисленные длинные плоты, которые спускались вниз по Волге. Здесь весеннюю полноводную Волгу Левитан запечатлел на своем этюде "Плоты".

Но Волга на первых порах встретила Левитана не очень хорошо. Лето в том году выдалось дождливое, пасмурное; редко выглядывало солнце. Такая погода угнетала Левитана, он приуныл и писал А. П. Чехову: "Разочаровался я чрезвычайно. Ждал я Волги как источника великих художественных впечатлений, а взамен этого она показалась мне настолько тоскливой и мертвой, что у меня заныло сердце и возникла мысль: не уехать ли обратно?".

Большинство картин, написанные Левитаном по этюдам этого лета, выражали угнетенное состояние художника. "Пасмурный день на Волге" и "Вечер на Волге", которые были закончены в последующие годы, полны напряжения, грузные дождевые облака как бы давят на речную гладь, и солнце не может пробраться сквозь их густую завесу.

Вторая поездка Левитана на Волгу в 1888 году оказалась более хорошей. Лето было сухим и жарким, на этот раз Левитану приглянулся солнечный Плес, он избрал его летней студией. Здесь он нашел и великолепные дали, и заросшие лесами холмы, и живописные слободки, и, наконец, Волгу во всем ее величии и неповторимости.

Левитан жил в Заречье в мезонине маленького каменного дома. Здесь же снимала комнату его спутница - художница С. П. Кувшинникова, за этим домом на мощеном дворе стояли старые деревянные постройки, сарайчик, крытый загнившими досками, скотный двор. Все это производило ощущение запущенности, крайней бедности. Немного позднее Левитан запечатлел этот уголок на своей картине "Ветхий дворик".

Художник очень часто гулял по живописным берегам быстрой лесной речки Шохонки, которая на ключах была запружена мельничными плотинами, которые образовали небольшие водоемы. Ближе к городу эта речка с прозрачной холодной ключевой водой бежала по чудесной долине, которые разделяли две горы: Соборную, ныне названную горой Свободы, и Петропавловскую, в первые годы Советской власти получившую имя Левитана.

Одна из водяных мельниц служила Левитану мотивом для поэтической картины "Осень. Мельница", который был написан в Плесе в 1888 году. Тогда же Левитан и Кувшинникова создали этюды, которые изображали старинную деревянную Петропавловскую церковь. Один из них показал ее внутренность, а другой нарисовал эту церковку при последних лучах солнца. Осенью Левитан увез из Плеса в Москву много этюдов, с которых он, проживая в номерах "Англии", потом писал картины.

Волжская природа и речной простор прекрасно влияли на душевное состояние художника. И это отразилось на его творчестве.

Увидев картины Левитана, которые были написаны с плесских этюдов, Антон Павлович Чехов, большой друг художника, сказал ему: "Знаешь, на твоих картинах уже появилась улыбка".

На следующее лето, в 1889 году, Левитана снова потянуло в Плес. На берегу Волги, в слободе Заречье, и до сих пор стоит большое старинное двухэтажное каменное здание, которое принадлежало тогда купцу Грошеву (сейчас здесь средняя школа). Во втором этаже этого дома Левитан снимал залу, здесь при довольно непростых условиях он написал замечательную картину "Вечер. Золотой Плес". Вот что об этом рассказала художница С. П. Кувшинникова:

"Судьбе угодно было впутать нас в семейную драму одной симпатичной женщины-старообрядки... которая решила покинуть семью. Нам пришлось целыми часами обсуждать с ней разные подробности, как это выполнить. Видеться с нею приходилось тайно по вечерам. И вот, бывало, я брожу с ней в подгорной роще, а Левитан стережет нас на пригорке и в то же время любуется тихой зарей, которая догорала над городом. Здесь он подметил мотив "Золотого Плеса", который потом каждое утро стал писать, восполняя запас впечатлений своими наблюдениями по вечерам".

В картине "Вечер. Золотой Плес" художника привлекла вечерняя тишина и огромные волжские просторы. Солнца уже нет, его последние лучи позолотили все окружающее: и гладь реки, и просторное небо. Зеленые берега впитали в себя тот же золотистый оттенок. На переднем плане картины на склоне горы отображена свежая, зелень волжского берега, буйная трава, одинокие пеньки, кустарник, которые доходят до самой церкви. На кромке зеленого берега располагаются большой грошевский дом под красной крышей, а дальше, за церковью, в синеватой дымке ощущаются контуры Плеса, круто спускающегося к Волге. Успокаивающая вечерняя тишина запечатлена Левитаном с большой задушевностью.

А судьба молодой старообрядки через несколько лет стала темой романа "Развиватели", который был написан Г. Т. Северцевым-Полиловым в 1903 году. Он посвятил его А. П. Чехову, в романе большая часть действующих лиц - местное население из плесских и яковлевских старообрядцев. Основной героиней романа является Феня, молодая, красивая жена купца Полушина (Грошева), которую убедили оставить старообрядческую семью и бежать в Москву, дачники - художники Львовский (Левитан), Хрустальникова (Кувшинникова) и сын московского богача Зимин (Морозов).

Здесь же, в Плесе, Левитан нарисовал картину "После дождя. Плес". Он показал прекрасный простор Волги: только что прошел дождь, солнце пробивается сквозь облака, ощущается их, движение, рябь воды. На переднем плане, ближе к берегу, плавно качаются несколько барж и две лодки. Вдали виден маленький пароход. На берегу - типичная окраина волжского городка, знаменитая картина "Березовая роща", которую Левитан создавал больше четырех лет, также имеет самое близкое отношение к пребыванию художника в Плесе. Он начал ее еще в Бабкине, под Москвой, летом 1885 года, где отдыхал вместе с Чеховым. Писалась она с огромным вдохновением, но так и осталась тогда незаконченной.

Этот маленький подрамник с начатой картиной Левитан привез с собой в Плес. Здесь он обнаружил подходящую березовую рощу (сейчас это любимое место прогулок отдыхающих) и дописал свою картину, в которой так щедро изобразил ослепительное яркое солнце, пробивающееся через листву берез.

Много других картин и этюдов создал Левитан летом 1889 года, которое принесло ему большой творческий подъем. Он увез в Москву больше двадцати картин и множество великолепных этюдов. Среди них шедевры, которые добавили Левитану славу лучшего русского пейзажиста.

 

3. Достопримечательности

Список главных достопримечательностей Плёса


 

 

В 1982 сформирован государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, который объединял три заведения: музей Левитана, музей пейзажа, музей истории Плёса.

В городе имеется Дом творчества Союза театральных деятелей России. В нём, в частности, снимали существенную часть сцен телефильма «Практически смешная история». В кадр попали большинство уголков Плёса.

Интересной достопримечательностью Плёса считается «дерево любви», которая представляет из себя две сосны со сросшейся ветвью. Другая достопримечательность города, с которой объединено несколько легенд, — так называемый «камень любви», фаллический символ.

Также прекрасен своими программами музей "Русский дом".

Сердцем каждого исторического города считается место, откуда начался его рост и развитие. Для большинства исторических городов этим местом считается крепость. С появлением Плеса и до самой революции на Соборной горе размещался административный центр города...

 

Соборная гора


Сердцем каждого исторического города считается место, откуда начался его рост и развитие. Для большинства исторических городов этим местом С крепость. С возникновения Плеса и до самой революции на Соборной горе размещался административный центр города. Здесь же расположен старейший храм города - Успенский собор 1699 года постройки напротив - здание бывших Присутственных мест, построенное в последней четверти XVIII века, в период, когда город был уездным центром в составе Костромской губернии. В это же время (в 1779 году) город получил свой герб.

Памятник основателю города московскому князю Василию I, сыну Дмитрия Донского выполнен скульптором С. Алешиным. Открытие памятника состоялось в 1910 году и сопровождалось большим городским праздником. Празднование проходило на Соборной горе. Памятник установлен на территории древней крепости. Здесь в 1410 году по приказанию московского князя Василия I была заложена весьма обширная, для своего времени, деревянная крепость, занимавшая все плато горы. Сегодня о ее существовании свидетельствуют лишь древний вал, ограничивающий плато горы с юга, да культурный слой, скрывающийся под тонким слоем дерна.

Как и всякий другой русский город, средневековый Плес состоял из крепости, посада и слобод. Благодаря уникальному ландшафту не смотря даже на попытки введения регулярного плана он, по большей части, сохранил свою историческую планировку. По прежнему не застроена находящаяся в самом центре города Соборная гора, вдоль берега Волги на месте посада тянутся улицы Советская, Ленина, Горького. На противоположном берегу бывшие Плесские слободы - деревни Лякино и Серково, с востока, за рекой Шохонкой Заречье (старое название Рыбная слобода) с юга к крепости присоединяется Троицкая или по другому Нагорная слобода.

Уже давно не имеются на Соборной горе крепостные стены. Их расположение отмечают лишь старые (примерно 145 лет) березы, - "бульвар", так гордо именовали в прошлом жители города эту извилистую аллею по периметру плато горы. Это было и остается любимым местом прогулки горожан и гостей Плеса. Отсюда, с выступающего мыса горы великолепно просматривается Волга, здесь особенно отчетливо начинает восприниматься название города. В районе Плеса река протекает в сравнительно узком коридоре почти по прямой, тогда как выше и ниже ее течению было неровно, она делала излучины или разливалась в мелководье, с множественными песчаными косами и отмелями. Ниже Плеса в 3,5 км, практически напротив усадьбы Тихая пристань Волгу перегораживали Косая и Винная каменные гряды, которые создали серьезные препятствия для судоходства, особенно в межень. В Плесе до недавнего времени традиционной профессией являлся лоцман. После создания Горьковского водохранилища вид реки сильно изменился, все гряды и мели спрятались под воду (в районе Плеса на глубину примерно 8 метров), в отдельных местах река разлилась на многие километры. И только в Плесе Волга по прежнему несет свои воды в своем прежнем русле, практически на том же уровне, который в отдельные годы достигался ею во время весеннего паводка.

 

Дом-музей И.И.Левитана


Дом-музей известного русского художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана в Плесе, один из самых популярных музеев на Волге, был открыт 25 августа 1972 года в доме, принадлежавшем до революции купцу П. Солодовникову.

В этом доме художник проживал и работал летом 1888 - 1889 гг. вместе со своими друзьями, художниками А.С. Степановым и С.П. Кувшинниковой. Плес и Волга вдохновили Левитана на разработку таких шедевров русской пейзажной живописи, как "Тихая обитель", "Вечер. Золотой плес", "Над вечным покоем" и др. Всего за три плесских лета Левитаном было написано примерно двести работ, включая 23 картинных полотна и многочисленные рисунки, эскизы, наброски.

Экспозиция музея состоит из трех разделов: в первом зале посетители знакомятся с плесским периодом жизни и творчества художника; во втором находятся подлинные работы И.И. Левитана и его современников. Наверху, в мезонине, мемориальные комнаты, где проживали И.И. Левитан, А.С. Степанов, С.П. Кувшинникова. Дом-музей И.И. Левитана стал главной для создания Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в настоящее время входит в его состав.

За период существования Дома-музея И.И. Левитана его посетило огромное количество людей. По сей день большинство преодолевают расстояние в тысячи километров, чтобы еще раз окунуться в атмосферу дома, где проживал и работал художник, увидеть его замечательные работы.

Дом музей неоднократно был местом, где осуществлялись научно-практические конференции Плесского музея-заповедника. Здесь с успехом проводятся литературно-музыкальные вечера и другие мероприятия.

 

 


Музей пейзажа


Музей пейзажа Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника открылся 14 ноября 1997 года в доме, принадлежавшем до революции купцам Грошеву и Подгорнову, коорый был построен еще в конце XVIII века. Этот дом запечатлели в своих работах многие художники-пейзажисты, и одним из первых его написал И.И. Левитан в картине "Вечер. Золотой плес". 1889 г.

Коллекция живописи Плесского музея-заповедника с самого своего основания комплектовалась по большей части из произведений художников круга Левитана и тех, творчество которых было связано с пребыванием в Плесе.

Главной темой постоянной экспозиции Музея пейзажа считается демонстрация различных направлений русского и советского пейзажного искусства, становление русской пейзажной школы, главные черты которой наиболее ярко получили отражение в творчестве И.И. Левитана. В экспозиции музея представлены работы выдающихся мастеров второй половины 19 - начала 20 веков, таких, как И.И. Шишкин, А.П. Боголюбов, Н.Н. Дубовской, А.А. Киселев, И.И. Творожников, Н.А. Клодт, С.Ю. Жуковский, Н.А. Сергеев, Р.Г. Судковский, М.Х. Аладжалов, В.В. Переплетчиков, В.К. Бялыницкий-Бируля и другие.

В залах Музея пейзажа производится активная выставочная деятельность. Главная тема - пейзаж, за время существования музея в его залах проведено множество персональных выставок, как ивановских художников, так и художников из других регионов России.

В музее осуществляются так же различные мероприятия музея-заповедника. Стало традиционным проводить здесь фестиваль духовной музыки "Золотой Плес", с 1999 года в залах Музея пейзажа осуществляется Межрегиональная выставка современной пейзажной живописи "Зеленый шум". В выставке принимают участие художники-пейзажисты различных регионов. По значимости это своеобразный фестиваль пейзажной живописи, который предоставляет богатейшие возможности знакомства обширных кругов общественности с современной пейзажной живописью, с именами и творчеством провинциальных художников, с художественной жизнью российской провинции. Основные научные и экспозиционные темы Музея пейзажа: "Становление русской пейзажной школы" и "Главные тенденции развития современной пейзажной живописи".