Бюро путешествий Исторический путь

Адрес: г. Москва, улица Маршала Тухачевского, дом 30
Телефон: (495) 637-27-09
 
   
 
 
Ивангород. История
Ивангород
Ивангород
1492

Как добраться

Из Санкт-Петербурга с Балтийского вокзала пригородным поездом (2 раза в день) (до недавнего времени ходил с закрытого теперь вокзала Варшавского); либо автобусами с автовокзала (Обводный канал дом 36), отправление почти каждые два часа.

Из Москвы с Ленинградского вокзала поездом на Таллинн (10,5 часов в пути, идет ночь, прибывает довольно таки рано утром).

Из Кингисеппа пригородным автобусом.

Ивангород находится на самой границе с Эстонией и официально (на 2002 год) входит в погранзону. На практике это значит, что перед городом расположен КПП, на котором проверяют документы у всех прибывающих. Правила (которые в наше нестабильное время имеют обыкновение изменяться время от времени как в сторону ужесточения, так и либерализации) предусматривают необходимость получения специального пропуска на въезд в Ивангород или наличия эстонской визы. На основании собственного опыта можно сказать, что в Ивангород пропускают по обычному командировочному удостоверению. Естественно, что такие "вольности" в любое время могут быть пресечены.

Следует также отметить, что КПП стоит только на Таллиннском шоссе, в то время как имеется еще одна дорога, ведущая в город с севера, из Усть-Луги, вдоль левого берега реки (в Кейкино необходимо свернуть на срезку, ведущую в южном направлении). Раньше в Усть-Луге тоже находился КПП, но в настоящий момент (2002 год) его нет. Этот путь в Ивангород любят Петербургские велосипедисты, так как для других категорий путешествующего люда он не достаточно удобен (общественного транспорта по нему нет, дорожное покрытие оставляет желать лучшего).

Общее описание

Ивангородская крепость.
Фото И.Гуревича.

Ивангород находится в Ленинградской области на восточном берегу реки Нарвы. Своe имя город приобрел от названия древней крепости, которая была построена в 1492 году. "Повелением великого князя Ивана Васильевича заложиша град на немецком рубеже против Ругодива немецкого на реке Нарове на Девичьи горе" - так говорится о Ивангороде в древней летописи. В тяжелое для Руси время эта крепость служила щитом русских земель, на протяжении более двух столетий являясь сильным форпостом на ее западной границе.

Основной достопримечательностью города является крепость, которая и сейчас поражает своей монументальностью и мощью. Крепость находится на крутых склонах Девичьей горы, месте труднодоступном и живописном. Гора с трех сторон омывается водами быстрой Нарвы, а с четвертой - окружена глубоким оврагом. Эта крепость достраивалась и расширялась с 15 по 17 век и представляет собой непростой комплекс оборонительных сооружений.

Ивангород был пограничным городом, когда напротив него на другом берегу Наровы располагался город Ливонских рыцарей Ругодив (так русские называли Нарву). И даже сейчас Ивангород оказался пограничным городом, когда Нарва стала частью соседнего государства - Эстонии. В наше время крепостей не сооружают, но при подъезде к мосту через Нарву недавно построено новое здание государственной таможни - еще один атрибут приграничной жизни. Сам мост, который был назван в советские времена, сразу после присоединения Эстонии к СССР, мостом Дружбы, теперь огорожен забором с колючей проволокой. До недавнего времени, когда Ивангород и Нарва принадлежали одному государству, они были экономически очень плотно связаны, имели общее коммунальное хозяйство, общие водные и энергетические ресурсы. Тем тяжелее был разрыв, особенно для Ивангорода, большинство жителей которого работали на предприятиях Нарвы.

Хочется верить, что придут когда-нибудь времена добрососедства двух старинных городов, и здание сегодняшней таможни станет лишь историческим памятником, как и две древние крепости - Ивангородская и Нарвская, которые стоят безмолвно друг напротив друга на разных берегах реки.

Ивангородско-Нарвский
историко-муниципальный промышленно-оборонительный пейзаж.
Фото И.Гуревича.

Страницы истории

В 15 веке все большее значение для связи России с Западом приобретали новые торговые пути. Особенно оживленная торговля проходила через города и порты Ливонии: Нарву, Ревель (Таллинн), Дерпт (Юрьев, Тарту) и Ригу. Россия, которая заинтересована в выходе к Балтийским портам и в непосредственном торговом контакте со странами Центральной и Западной Европы, все время наталкивалась на препятствия со стороны Ливонского ордена. Рыцари Ливонского ордена, которые совершали постоянные набеги на русские города, в 1482 году заключили перемирие с Москвой сроком на 10 лет. Когда срок перемирия стал подходить к концу, в 1492 году на берегу пограничной реки Наровы русские заложили каменную крепость Ивангород. Эти оборонительные укрепления были сооружены на месте старинного русского поселения на Девичьей горе напротив Нарвы.

После нападения шведов на Ивангород в 1496 году, московские власти развернули работы по восстановлению крепости и дальнейшему ее совершенствованию. В третьей четверти 16 века Ивангород имел уже три укрепленных района и посад, который был обнесен самостоятельной деревянной стеной. В итоге осуществленного в несколько этапов строительства, Ивангород превратился в технически передовую крепость, надежно защищавшую западные границы России от вторжения Ливонских рыцарей. Город быстро разрастался, заселялся служилым и торговым людом. Здесь располагался и двор наместника.

В 1558 году началась Ливонская война, Россия планировала, победив Ливонских рыцарей, получить долгожданный выход к Балтийскому побережью. Из крепости Ивангорода по ливонской Нарве был нанесен первый удар русских, после взятия Нарвы и дальнейших успешных военных действий России в Ливонии, Ливонский орден распался, но практически все его земли отошли к Польше и Швеции. В итоге чего, война России в Прибалтике превратилась в войну с Польшей, Литвой и Швецией.

В 1581 году шведы захватили Ивангород, Нарву, Копорье и Ям. В дальнейшем Ивангород несколько раз в течение этой войны переходил от России к Швеции и снова возвращался к России, пока в 1617 году, по довольно таки невыгодному для России Столбовскому мирному договору, не был в числе других городов и земель оставлен за Швецией. Оккупация продолжалась примерно сто лет.

Тяжелую жизнь русских в этих городах прекрасно передает "Плач о Нарове", который был написан в 1665 году в Стокгольме Леонтием Белоусом, русским из города Ругодиева (Нарвы).

Россия не могла примириться с потерей своих земель. Северная война 1700-1721 годов, которую начал Петр I, была борьбой за освобождение от шведского владычества на Северо-Западе России и за выход к Балтийскому морю, в 1704 году Ивангород был освобожден.

В 1708 году Петром I было введено новое административное деление России, по которому города Северо-Запада, туда входил и Ивангород, попали в Ингерманландскую губернию, которая в 1710 году стала называться Санкт-Петербургской.

Победоносное окончания Северной войны изменило положение городов Северо-Запада России. Ивангород, так же как и Копорье, Орешек и Корела, утратил былое значение форпоста России, так как граница далеко продвинулась на север и запад.

Города Санкт-Петербургской губернии экономически развивались по-разному, к концу 18 в Ивангороде из промышленных предприятий была основана только льнопрядильная фабрика, но были широко развиты различные промыслы, в том числе рыболовный, лесной и гончарный. Город поставлял также рабочую силу в соседнюю Нарву, прекрасно развитую в промышленном отношении.

В советское время Ивангород являлся рабочим поселком и лишь в 1954 году он получил статус города районного подчинения.

Длинный Герман подсматривает из Нарвы.
Фото И.Гуревича.

Достопримечательности

Главной достопримечательностью Ивангорода считается его крепость. Крепость состоит из трех частей, название которым дали в 17 веке:

1. Замок -
небольшая западная часть Ивангорода, которая начинается от кромки обрыва и ведущая к реке Нарве.

2. Большой Боярший город -
восточная часть, самая огромная часть крепости с семью башнями.

3. Передний город -
крепостные сооружения, которые были пристроены к северо-западной части Большого Бояршего города. К Переднему городу примыкает земляное укрепление - Боярский вал, который был насыпан в XVII веке и облицованный чуть позже камнем.

Чтобы разобраться в структуре этих оборонительных сооружений, следует вспомнить последовательность и назначение основных строительных этапов при возведении одной из выдающихся древнерусских каменных крепостей.

От крепости, которая была создана в 1492 году и положившей начало Ивангороду, до наших дней сохранились лишь отдельные фрагменты. Это была четырехугольная в плане крепость с четырьмя квадратными башнями по углам, со стенами, которые сложены из местного известняка и имеющими толщину 3 м. Стены заканчивались зубцами, в которых находились бойницы. Эта крепость была разработана по последнему слову военно-инженерного искусства, подобных крепостей в древней Руси тогда еще не было.

Но маленькие размеры этой крепости не позволяли разместить в ней необходимую численность воинского гарнизона, а свободная территория Девичьей горы, наоборот, позволяла неприятелю сосредоточить здесь для штурма огромное войско. В 1496 году по указанию Московского правительства стали проводиться работы по реконструкции этих оборонительных укреплений. Всего за 12 недель работы были завершены. К восточной стороне прежней крепости пристроили существенно превосходящую по размерам новую прямоугольную крепость, впоследствии получившую название Большого Бояршего города. Таким образом, две угловые башни старой крепости 1492 года стали как бы вмурованными в стену новой. В настоящее время это прекрасно просматривается, видны контуры башен, а также ряд древних зубцов на стене.

Огромный Боярший город был вытянут с запада на восток, общая длина стены 617 метров. По углам стояли четыре круглые башни, между которыми находились башни прямоугольные. Две башни, в которых располагались ворота, дошли до нас уже в перестроенном виде. Так на месте Воротной башни в 16 веке была выстроена восьмигранная Отводная башня, которая являлась ловушкой для прорвавшегося неприятеля, так как она не имела покрытия, а из бойниц крепостной стены, располагающихся выше, легко простреливалась. В 19 веке эта башня была отреставрирована.

Интересно сделаны междуэтажные лестницы в Провиантской и Воротной башнях (названы так в 17 веке), которые располагались в толще башенных стен, но именно в той части, которая обращена внутрь крепости, чтобы предотвратить разрушения более тонких участков стен во время артиллерийского обстрела. Таким образом, после окончания строительства 1496 года, Ивангород состоял из двух частей: западной - крепость 1492 года и восточной - Большого Бояршего города. В 1502 году крепость в своем новом виде прекрасно отбила нападение большого Ливонского отряда.

В 1507 году продолжились работы по укреплению крепости, к Большому Бояршему городу с запада и до кромки обрыва, ведущего к реке Нарове, пристроили новое укрепление, которое получило впоследствии название Замок, который полностью поглотил первоначальную крепость 1492 года. Две интересные башни были сооружены в стенах Замка, одна - Колодезная (в ней был тайник - колодец), другая - самая высокая - Пороховая, со смотровой площадки которой прекрасно просматривалась река и Ливонская Нарва. Письменные документы оставили имена создателей Замка - это русский мастер Владимир Таракан и иноземный зодчий Маркус Грек. На протяжении всего 16 века велись строительные работы по усовершенствованию и усилению крепости.

В 17 веке строительные работы были закончены пристройкой к северо-западной части крепости Переднего города. В итоге строительства Переднего города с его двумя башнями (башня Наместника и Длинношеяя), вся территория Девичьей горы была застроена, Ивангород стал еще более неприступным оборонительным укреплением. "Здесь были воплощены новейшие инженерные фортификационные идеи, в том числе строгая регулярность построек, круглые фланкирующие башни, хорошо продуманная система наблюдения за противником и равномерность огневой защиты крепости".

Несмотря на то, что крепостной ансамбль сооружался на протяжении значительного отрезка времени (с конца XV до начала XVII века), Ивангородская крепость представляет собой целостное, логически завершенное архитектурное произведение.