Бюро путешествий Исторический путь

Адрес: г. Москва, улица Маршала Тухачевского, дом 30
Телефон: (495) 637-27-09
 
   
 
 
Старица. Общая информация
Старица
Старица
Старица
1297

Старица -

районный центр в Тверской области, в 72 км к юго-западу от Твери. Население насчитывается 9,2 тысячи человек (1992 г.)

Город находится на восточной окраине Валдайской возвышенности, на реке Волга, в 10 км от одноименной железнодорожной станции на линии Санкт-Петербург - Ржев.

Главная достопримечательность - Успенский монастырь, заложенный еще в XII веке.

Общая информация

Старица - маленький город в Тверской области к западу от Твери, находится на крутых берегах Волги в ее верхнем течении. Окружает ее обычная среднерусская природа с характерными для Валдайской возвышенности холмами, с которых открывается великолепный вид на леса, речки, луга. Расположение Старицы убеждает, как прекрасно умели наши предки выбирать места для своих поселений, сооружать там, где "яко же граду приходно быть". И городские постройки - церкви, монастырские здания, дома горожан - тоже великолепно вписываются в окружающую природу.

История Старицы не так разнообразна событиями, как история других русских городов, но и этому городу хватило всякого "лиха" на протяжении многих веков, как и всей России. И он знавал времена расцвета, о чем говорят сохранившиеся архитектурные памятники; хотя многое утрачено, особенно произведения деревянного зодчества.

Старица в 16 веке была любимой резиденцией Ивана Грозного и его "штабом" во время Ливонской войны и, по свидетельству исследователей, в те времена представляла в глазах иностранца "великолепную сказочную картину" с ее белокаменными стенами, сторожевыми башнями под шатровыми крышами, созданными будто самой природой.

От Твери сюда можно добраться по современному шоссе или по железной дороге. Объединена Старица транспортными путями и с другими городами - Торжком, Ржевом, Осташковом.

Страницы истории

На берегах Волги, на месте, где сейчас располагается Старица, археологами найдены предметы, датируемые X-XII столетиями. По преданию, в 1110 году из Киево-Печорской лавры сюда пришли два инока Трифон и Никандр и на пустынном месте, среди вековых деревьев соорудили небольшую часовню, давшую начало будущему монастырю. Он стал укрытием для бежавших либо от княжеских междуусобных войн и бесчинств, либо от врагов. И в конце XII века здесь начали сооружать деревянный Успенский собор. Однако появившийся в те времена Успенский монастырь после нашествия татар прекратил сво существование.

Летописью основание Старицы отмечено концом 13 века. Тогда она представляла собой город-крепость, которая защищала водные и сухопутные дороги, которые ведут к центру Тверского княжества - Большой Твери. Об этом говорят сохранившиеся валы знаменитого старицкого городища - центра старого города. Здесь, на пустынном сейчас месте, в 1297 году "срублен бысть город на Волге, ко Зубцову на Старице". Однако в те времена город называли то Новым городком, то Городком на Старице, то Высоким городком, а свое теперешнее название он получил только в конце XV века. По легенде, название происходит от единственной оставшейся в живых после очередного разгрома древней старухи с клюкой. Якобы племянник Александра Невского князь Михаил Ярославич повелел воздвигнуть новый город и назвать его - Старица. Вернее же всего название произошло от одноименной реки, которая впадает в Волгу.

После кончины объединителя русских земель Ивана III, Старицей стал владеть его сын Андрей, который получил прозвание - Старицкий. При нем началось интенсивное строительство монастыря и княжеского дворца, а после воцарения молодого Ивана IV (будущего Грозного), строительство продолжил Владимир Старицкий. Именно в те времена Старица получила "фантастически сказочный" вид. Но в 1569 г. князь Владимир Андреевич по доносу был казнен со всей своей семьей, и город Старица с тех пор больше своих князей не имел, стоит упомянуть мать последнего князя Ефросинью Старицкую, которая до своего изгнания и казни организовала у себя великолепную золотошвейную мастерскую, где производились по рисункам лучших московских художников различные шитые пелены, покрывала, плащеницы, большинство из которых представляют собой выдающиеся памятники русского декоративно-прикладного искусства и экспонируются в музеях.

Расцвет Старицы продолжался недолго, в начале 17 в. в итоге внезапного нападения польско-литовских войск Старица была жестоко разрушена и сожжена. В огне погибло большая часть деревянных зданий Старицкого кремля, Успенский монастырь и посад. Но поскольку город по-прежнему считался важным стратегическим пунктом на западной границе государства, царь Михаил Федорович приказал восстановить крепостные стены Старицы. Однако на большее сил не хватило, и ее соборы и здания по-прежнему находились долгое время заброшенными и не отремонтированными.

Старица осталась в стороне и от военно-стратегических планов Петра I, она потеряла свое значение города-крепости, и ее укрепления стали постепенно разрушаться.

На протяжении практически двух последних столетий Старица была достаточно крупной пристанью на Волжско-Балтийском пути, по которому мимо города ходили пароходы и баржи с хлебом, мясом и другими продуктами в Петербург. Оживилось строительство общественных зданий, церквей, городских домов, сооружали из кирпича и местного белого камня; город стал нарядным и уютным.

А в середине XIX в. появились железные дороги, которые обошли Старицу, и она превратилась в тихий уездный городок Тверской губернии.

Достопримечательности

Еще по дороге к Старице со стороны Твери проезжаем село Иваниши, где на вершине холма располагается величественная старинная церковь Успения, которая осталась от Иванишского мужского монастыря XVI века. Она привлекает простотой форм и прекрасно найденными пропорциями.

Совсем рядом с городом находится Успенский монастырь, первоначально заложенный в XII веке, потом разрушенный татарами и снова возродившийся в XVI в. стараниями князя Андрея Старицкого, перенесшего монастырь ближе к реке. Основная монастырская постройка - Успенский белокаменный собор, который был построен в 1530 г. явно под впечатлением от знаменитого Московского Успенского собора, о чем говорят детали архитектурной обработки фасадов.

Недалеко от Успенского собора в 1819 г. сооружен другой собор - Троицкий в соответствовавших той эпохе формах классицизма. Особенностью его внутреннего устройства считается размещение в нижнем, цокольном этаже надгробий, которые можно видеть через большой круглый проем в полу церкви.

Одной из самых интересных построек монастыря считается трапезная с шатровой церковью Введения, построенная в 1570 г. по повелению Ивана Грозного. Рядом находится и церковь Иоанна Богослова, возведенная в 1694 году. Церковь Иоанна Богослова была надвратной, но в XIX веке, после одного из высоких паводков, который затопил монастырь, ворота заложили кирпичом, а въезд в монастырь перенесли на более высокую западную сторону.

Могучие и прекрасные некогда монастырские стены с зубцами и башнями не сохранились, как и большинство других сооружений, украшавшие любимый город царя Ивана Грозного. В этой связи нельзя не упомянуть удивительный Борисоглебский собор, построенный по повелению Грозного на старом городище в 1558-1561 годах. Прекрасных пропорций пятишатровый храм, который стоял на высоком подклете, окруженном арочной галереей, очень сдержанно декорированный каменной резьбой и изразцовыми вставками, занимает особое место в архитектуре шатровых храмов и мог бы поспорить в совершенстве со своим ровесником - храмом Василия Блаженного в Москве. К сожалению, сегодня мы не можем любоваться этим сооружением, после разрушений "смутных времен" ни у нового царя Михаила Романова, ни у монастыря не было средств на его ремонт, и хоть храм и простоял еще практически двести лет, но в 1803 году был разобран "за ветхостью".

К счастью, перед тем, как сломать, его обмерили и сняли чертежи, благодаря чему мы и можем судить сегодня о его достоинствах, вблизи этого места теперь стоит другой, вполне респектабельный собор Бориса и Глеба, построенный в первой четверти XIX века, как предполагают, не без участия К. Росси. Обращают на себя внимание изображения "Распятие" и "Нерукотворный Спас", которые выполнены из изразцов XVI века.

Весьма вероятно, что эти изделия - старицкого происхождения, так как известно о развитии изразцового промысла, организованного здесь князем Владимиром Старицким.

На склоне старицкого городища, на котором нет уже крепостных стен и башен, располагается Пятницкая церковь, еще один интересный памятник XVIII века. Недалеко от этой церкви имеются старинные кузницы, которые напоминают о ремесле, хорошо развитом в Старице в XVIII веке. В городе необходимо обратить внимание на белокаменные дома горожан и общественные постройки XVIII-XIX веков.