Бюро путешествий Исторический путь

Адрес: г. Москва, улица Маршала Тухачевского, дом 30
Телефон: (495) 637-27-09
 
   
 
 
Каргополь. Карта
Каргополь
Колокольня
на Новой торговой площади.
Фото А.Карачева.
(август 1998 г.)
Каргополь
Каргополь
1146

Каргополь -

маленький старинный городок, столь же удивительный, сколь и его название.

Как добраться

Из Москвы и Петербурга - поездами, которые следуют на Архангельск и Северодвинск, до станции Няндома и далее автобусом до Каргополя (4 рейса в день, 78 км).

Общая информация

Панорама Каргополя с реки Онеги.
Фото В.Никитина.

Каргополь - это небольшой городок с населением 11.7 тысяч жителей (1999 год), который расположен в юго-западном углу Архангельской области вблизи ее границы с Вологодской областью и Карелией. Райцентр. Город занимает плоский левый берег реки Онеги чуть ниже ее истока из озера Лаче. Подобно Тотьме, современная застройка почти отсутствует и разбросана по окраинам. Достопримечательностей же гораздо больше. В силу разнообразных обстоятельств, Каргополь на данный момент редко посещается туристами и практически никогда официально организованными группами. В отличие от широко популярного Великого Устюга, который тяжело теперь назвать тихим уездным городком, Каргополь по-прежнему остается таковым. Мало осталось мест, настолько богатых памятниками истории и архитектуры, где бы настолько медленно протекало время.

Страницы истории

Купола Христорождественского собора.
Фото А.Тилипмана.

Когда именно был основан Каргопольский посад ответить сложно. Да и просто о жизни города мы знаем очень мало - весь богатейший архив Каргополя сгорел во время пожара 1765 года, о чем сообщает Гаврила Романович Державин. Будучи губернатором Олонецкого края, он посещает в 1785 году Каргополь и находит в одном из монастырей рукопись. В ней сообщается, что белозерский князь Вячеслав, разбив "чудь белоглазую", нашел "поле для отдохновения", назвал оное "Каргиным полем", учредил на нем свой "стол" и поставил острог. Изучение других документов о походе на чудь и помогло установить дату вероятного основания Каргополя - 1146 год.

Вплоть до конца 14-го века разнообразные письменные упоминания города отсутствуют. Разве что постоянно встречаются ссылки на участие некоего князя Глеба Каргопольского в Мамаевом побоище. Ссылки эти, по всей вероятности, неправильны и связаны с опиской в "Никоновской летописи". Дело в том, что в указанное время имелся князь Глеб Карголомский и Ярославский, который, вероятно, и имелся в виду. Тем не менее легенда существует до сих пор в гербе города. По преданию именно такое изображение было на знамени дружины Каргополя. Официальное описание герба таково: "В голубом поле лежащий в огне на дровах баран натурального цвета". Герб утвердили в 1781 году.

В 15-м веке Каргополь становится укрепленным городом и ведет интенсивную борьбу на стороне Новгорода против усиления влияния Москвы на севере. В 1447 году в городе находят приют, те кто бежали из Москвы князья Дмитрий Шемяка и Иван Можайский, бывшие политическими противниками великого князя Василия Темного. С собой они забрали мать Василия - Софью, а также великокняжескую казну и ханские ярлыки. Однако с падением Новгорода речь о сопротивлении Москве уже не шла.

Во время царствования Ивана Грозного, в 1565 году, Каргополь причисляется в 19 "царских городов", которые обеспечивали содержание опричнины. Это наглядно свидетельствует о том, что в 16-м веке Каргополь являлся одним из самых больших торговых центров России. Английский посол в Москве писал в 1588 году, что "... основные города России суть: Москва, Новгород, Ростов, Владимир, Псков, Смоленск, Ярославль, Переяславль, Нижний Новгород, Вологда, Устюг, Холмогоры, Казань, Астрахань, Каргополь, Коломна". Торговые связи Каргополя были очень разнообразны благодаря удобному расположению на пересечении торговых путей и мощной крепости (сохранились лишь земляные валы, так называемые Валушки). Для иллюстрации размера товарооборота достаточно упомянуть грамоту Кириллова монастыря от 1546 года, по которой монастырю разрешается беспошлинная покупка в Каргополе 10 тысяч пудов соли для вывоза в Москву (это 160 тонн).

Христорождественский собор.
Северный придел.
Фото А.Тилипмана.

Интересно, что Каргополь приобрел официальный статус города лишь в 1613 году, хотя впервые назван таковым в документах 14-го века. К 17-му веку в Каргополе насчитывалось больше 20 храмов, из них только один каменный - Христорождественский.

В 1612-1614 годах Каргополь три раза осаждался польскими войсками. Те кто нападал не достигли в этом деле никакого успеха, а жителям города за заслуги перед Отечеством была дарована царская "Похвальная Грамота". В ней сообщалось, что горожане "литовских людей побивали и многие городы и волости от воров очистили и преславные победы везде показали".

В мирное время каргопольская крепость тоже не стояла без дела. Она, как водится, на протяжении долгого периода применялась как тюрьма для заключения многочисленных противников Московской власти. Сюда ссылались татарские ханы, разведенные жены, неудачливые военачальники и множество врагов народа. Именно здесь в 1587 году по приказу Бориса Годунова был удушен князь Андрей Шуйский. А в 1607 году в каргопольскую крепость был отослан, а после пытан, изувечен, ослеплен и, наконец, тайно утоплен в проруби один из вождей крестьянского восстания Иван Исаевич Болотников.

В 18-м веке, с выходом России на Балтику, Каргополь начинает терять свое торговое и стратегическое предназначение и к 1776 году становится уездным городом Олонецкой провинции Новгородской губернии. В 19-м веке Каргополь уже небольшой глухой городок с населением 2680 человек по переписи 1897 года. И лишь прекрасные белокаменные храмы, возвышающиеся над деревянными домами, напоминают сейчас о его былом величии.

Отдельного упоминания заслуживает каргопольский купец Александр Андреевич Баранов. Этот знаменитый промышленник в 1790 году занял пост первого правителя Русской Америки по предложению Г.Шелихова, одного из организаторов Северо-Восточной (в дальнейшем Российско-Американской) компании. Взяв на службу молодого мещанина из Тотьмы Ивана Александровича Кускова, Баранов отправился на Аляску и в 1796 году на острове Ситха создал официальную столицу русских владений - Ново-Архангельск, где и расположился на постоянное место жительства.

День сегодняшний

Дороги, транспорт

Основной и единственно хороший способ добраться до Каргополя - поездом до станции Няндома железной дороги Вологда - Архангельск (прямое сообщение с Москвой и Петербургом) и далее автобусом до Каргополя (4 рейса в день, 78 км).

Каргополь, находится на пересечении большого числа дорог. В хорошем состоянии, впрочем, имеется лишь одна из них - на ближайшую железнодорожную станцию Няндома. "Ближайшая" сказано сильно - до нее целых 80 км. Имеется легенда, гласящая, что купцы города Каргополя специально попросили не проводить через их город "бесовскую" железную дорогу. Мотивация этих купцов понятна не совсем - вряд ли они заботились об экологии. Да и, по правде говоря, выглядит эта история очень надуманно, потому что в начале 20-го века (когда строилась железка) Каргополь был "медвежьим углом" и никаких таких особенных "купцов" в нем уже давно не водилось. Вероятно, дело обстояло так: правление железной дороги предложило этим самым купцам дать большую взятку, чтобы сделать крюк на Каргополь, денег же, разумеется, не нашлось и железка была проложена от Вологды до Архангельска практически по прямой.

Граница Карелии и Архангельской области.
Река Хабаньзя.
Федеральная
автодорога Р2
образца августа 1999 года.
Фото А.Тилипмана.

Да, так вот, шоссе Няндома - Каргополь, будучи частью федеральной автодороги Р2, располагается, по меркам Архангельской области, в отличном состоянии. Продолжение ее из Каргополя на Пудож было до недавнего времени (ноябрь 1999 года) проходимо на границе с Карелией лишь зимой, в период замерзания дороги. Вот как выглядела трасса в месте ее пересечения с упомянутой выше границей в самое сухое время лета (см. фото).

Другая важная дорога (Р1) идет из Каргополя на юг в Вытегру и дальше на Питер. Ее состояние намного лучше - в сухое лето она вполне проходима легковыми автомобилями. Труднопроходимый участок, как того и следует ожидать, на границе с Вологодской областью. Продолжение этой дороги из Каргополя на север ведет в Плесецк и дальше на Архангельск. Состояние приемлемое, мосты имеются и функционируют.

Локальные дороги ведут на Ошевенск, Ноколу и Волошку, мост через реку Онегу единственный. Вокруг левобережной части города сооружена гигантская объездная дорога. Соответственно, транзитных потоков транспорта через город не имеется. Впрочем, в окрестностях Каргополя нет совсем никаких потоков никакого транспорта. К счастью, несмотря на постройку новой трассы Пудож - Каргополь, единственной дороги, которая связывает Карелию с Архангельской областью, ситуация пока коренным образом не изменилась. Впрочем, неугомонные строители не собираются останавливаться на достигнутом - в будущем планируется, что эта автодорога станет частью некой трансевропейской трассы, начинающейся где-то в Финляндии и кончающейся в райцентре Вологодской области под названием Нюксеница (это не шутка). В перспективе этот автобан дотянут до Кирова, а отсчет пошел уже давно - до открытия трассы осталось меньше 3 лет.

Городская автостанция (тел. 2-13-18) находится в северной части города метрах в 50 от Троицкой церкви, чей огромный купол, коорый имеет форму полусферы, служит превосходным ориентиром. До станции Няндома ходят 4 автобуса в день, подстроенные к основным поездам на Москву и Архангельск. Прочие автобусные маршруты крайне непостоянны, по многим из них сообщение выполняется 3-4 дня в неделю. У автостанции регулярно дежурят таксисты, готовые везти куда угодно и когда угодно. При появлении любого незнакомого человека, который перемещается пешим образом, они выскакивают из засад, предлагая наперебой свои услуги. При отказе могут обидеться, но надежды не оставляют.

К западу от города находится вполне полноценный аэропорт (тел. 2-11-61), но пассажирские перевозки уже давно не осуществляются. Характерно, что еще в 80-е годы 20-го века из Каргополя было 4 рейса каждую неделю АН-2 в Архангельск, 1 рейс в неделю в Ленинград, локальные рейсы в Пудож и Вельск. От имевшегося величия остался только пожарный кукурузник. Пару раз в год прилетает вертолет с туристами из Петрозаводска.

Городская пристань также не работает и наглухо закрыта. Ранее от нее отправлялся пассажирский теплоход по озеру Лаче до Ноколы и далее вверх по реке Свидь. Теперь же там обретается вечно пьяный дед, который промышляет рыболовством. Куда подевался теплоход совершенно непонятно - уйти вниз по Онеге к морю невозможно по причине порогов. По этой же причине неясно как этот теплоход там сначала зародился.

Местные жители

Население достаточно приветливо, однако не настолько симпатично как во многих других малых городах Севера. Возможно, сказывается близость большого количества лагерей и "свободных поселений" по соседству. Соответственно, некоторые физиономии могут оставить неизгладимое впечатление на неподготовленного человека. Временами попадаются и пьяные, но все же на улице никто не домогается. Работники сферы обслуживания очень часто пытаются обсчитать; будучи пойманными густо краснеют. Примечательно, что несмотря на близость Вологодской области, здесь уже никто не окает. Лишь изредка встречается некогда свойственная для этих мест особенность произношения, когда вместо звука "ч" употребляется "ц" - к примеру, "цасовенка".

Из всех 11 церквей работает лишь одна (тел. 2-19-36), да и та от народа не ломится. Следует упомянуть, что каждый день ровно в 12 часов в любую погоду симпатичный молодой человек по имени Олег Пантелеев, преподаватель музыкальной школы по классу гитары, поднимается на городскую колокольню и оглашает округу мелодичным звоном 10 колоколов. В целом, число приятных личных контактов в Каргополе гораздо больше, чем неприятных. Мало в каком еще городе, заместитель начальника городского УВД, майор милиции, может увлекаться плетением бересты.

Жизнь города

Фото В.Никитина.

В смысле цен на продукты питания жизнь в Каргополе за последние несколько лет определенно стала проще. Сельское хозяйство постепенно выходит из упадка, который постиг его в середине 90-х годов 20-го века. Цены на многие продукты сравнялись с московскими или даже стали немного меньше их. Если в 99-м году хлеб в Каргополе стоил раза в полтора больше чем в Москве, то сейчас ситуация совершенно обратная. Что особенно приятно отметить, качество совсем не хуже и даже наоборот. Вновь заработал молокозавод, молоко его производства достойно самых теплых слов, сметану, впрочем, лучше покупать Вельского производства. Именно она не уступает лучшим Вологодским образцам.

Бензиновые кризисы в последнее время город не постигают, что опять-таки хорошо влияет на жизнь. В городе, на объездной, возникла первая современная бензоколонка. Пусть это случилось лишь в третьем тысячелетии, но это все же случилось. Естественно, в соседней Вологодской области жизнь гораздо дешевле, но по сравнению с тем, как обстояли дела еще недавно, прогресс налицо.

Имеются, впрочем, в этом и свои отрицательные стороны. Так, на многих торговых точках появились свежие аляповатые вывески, которые являли собой разительный контраст окружающей действительности и существенно уступающие в художественном отношении вывескам старым. Более всего от бездарной рекламы пострадал миленький особнячок на северной стороне Новой торговой площади.

Магазинов за последние пару лет в городе возникло великое множество. Порой может показаться, что торговых площадей в Каргополе больше чем жилых, особого внимания требуют их входные двери. С целью уменьшения времени их захлопывания используются пружины такой большой жесткости какой только удается отыскать. Естественно, что климат суров, а уголь дорог. Понятно также, что прекрасно развитая мускулатура рук и проворность ног еще никому не вредила.

По сравнению с поражающим воображение числом магазинов и магазинчиков общепит выглядит более чем бледно. Имеется довольно скромная закусочная со скромным выбором блюд и такими же скромными ценами, оснащенная, однако, микроволновой печью. Внимания заслуживают всякие разные пирожки, ценность которых от наличия микроволновки заметно увеличивается. Также хорош борщ и, апофеоз расточительства, духовое мясо в горшочке за 20 рублей. Работает закусочная с 9 до 22, а в выходные даже до полуночи. Тот же самый ассортимент по тем же самым ценам, но в существенно более пафосной обстановке доступен на втором этаже того же здания. Но - только несколько часов днем, да еще в ночь на выходные, еще одна закусочная появилась в здании гостиницы "Каргополочка". Раньше там находилась полноценная столовая, теперь она на перманентном ремонте, закусочная же критики не выдерживает никакой.

Что касается проживания, то и здесь выбор не такой уж и большой. Можно остановиться в упомянутой выше гостинице, гордо называющей себя "Бизнес-Центр-Отель". Этим, в общем-то, сказано все. Самое лучшее в этом отеле, наверное, то, что от него рукой подать как до исторического центра, так и до автостанции. Единственной альтернативой гостинице считается турбаза "Лаче", расположенная в северо-западной части города на отшибе. Жить в ней намного дешевле, однако водопровода и канализации она лишена в принципе. Это не считается проблемой несовместимой с жизнью, однако может потребовать некоторого времени на выработку определенных навыков. Зато руководство турбазы безусловно заслуживает прекрасных слов за теплоту приема как в переносном, так и в прямом смыслах. Если вы прибудите зимой, вам обязательно натопят печку.

Внутри дырявых куполов гнездятся вороны.
Фото А.Тилипмана. (август 1999 г.)

Любопытно устройство городской прачечной или, если позволите так сказать, "постирочной". Как водится, в большей части города не имеется водопровод. По некоторым причинам эстетического свойства отсутствие этого блага цивилизации не устраняет надобности в стирке. Как правило в подобных случаях, белье стирается в ближайшем доступном водоеме, для чего зимой прорубается особая полынья, как, к примеру, в Кириллове. В Каргополе же горожанам в большей степени повезло - они избавлены от необходимости рубить лед даже в самые сильные морозы! И вот почему.

Из совершенно плоского и ровного берега реки Онеги, на расстоянии 10-20 метров от собственно реки, бьет серия достаточно мощных ключей со значительной глубины. Над частью из этих ключей воздвигнут крытый деревянный павильон с широкими проемами в полу и перилами - чтобы не отправиться вслед за бельем. Постирочная находится по соседству с пристанью и Новой торговой площадью. Перед входом имеется щит с надписью "Автомобили не мыть!"

В городе имеется 3 средних школы, плюс одна спортивная и одна школа искусств.

Узнать о погоде в Каргополе можно на метеостанции по телефону 2-12-26.

Достопримечательности

Христорождественский собор - 1552-1562 год, самое древнее каменное здание в городе. В самом начале двухярусный, собор за 4 с половиной века порядком врос в землю, так что окна нижнего яруса приходятся практически на уровень земли. Более того, мощные стены еще в 17-м веке стали давать трещины и собор по всем 4 углам был укреплен каменными контрфорсами, которые покрыты почерневшими от времени досками, что придает сооружению суровый крепостной вид. Кроме того, в то же время были сооружены 2 придела - с севера (во имя Алексея и Филиппа) и с юга (во имя Всемилостивого Спаса), которые кроме культового назначения играют также важную роль в укреплении несущей способности просевших и потрескавшихся стен. Кроме приделов и контрфорсов, с запада была пристроена паперть. Однако, изобилие разнообразных пристроек не испортили храм. Наоборот, именно им он обязан своим неповторимым, удивительно гармоничным обликом.

Находится на Новой торговой (Советской) площади. В летнее время года доступен к осмотру изнутри. Пренебрегать посещением собора не следует - внутри масса любопытных вещей. Хрестоматийной достопримечательностью считается огромная железная рука, которая торчит из стены центрального барабана. Рука эта раньше держала цепь, на которой было подвешено паникадило.

Очень поучительна икона "Страшный Суд", которая находится при входе справа на ближайшем столпе. Икона эта считается своего рода шедевром средневековой пропаганды здорового и праведного образа жизни. Посылаемый "message" понятен последнему идиоту. Икона находится на небольшой высоте, так что доступна для обозрения даже ребенку. Товарищи родители! Не упускайте прекрасный случай для нравоучительной беседы!

Кроме всего прочего, в соборе остались несколько небес из церквей и часовен Каргопольского района. Уложенные штабелями небеса, естественно, недоступны для полного осмотра, однако надежно защищены от посягательств людей с плохими намерениями.

Благовещенская церковь.
Фото А.Тилипмана.
(январь 1998 г.)

Благовещенская церковь - 1692 год, находится на Старой торговой (Красноармейской) площади. Исключительно привлекательна благодаря великолепному разнообразию размеров, форм и особенно богатству отделки окон и наличников. Ни одно из 30 с небольшим окон не повторяет другое. Стены сплошь испещрены белокаменными узорами, в особенности с восточной стороны. Про южную стену И. Грабарь писал, что она "может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изящности пропорций и вкусу, с которым разбросаны по ней узорчатые пятна окон". Восточная же стена, по его мнению (с которым сложно не согласиться), "считается шедевром стенной обработки вообще". На сегодняшний день осмотр в значительной степени затруднен строительными лесами - летом 2001 года были подновлены дырявые купола, летом 2002 года будет осуществлен косметический ремонт стен, если к этому моменту на счет музея-заповедника поступит достаточная сумма. Будем надеяться, что очень скоро храм предстанет во всей своей красе.

Колокольня на Новой торговой площади - 1772-1778 год, высота - 61.5 метр. Ранее советовалось нами к обязательному осмотру, подъему наверх (115 ступенек) и прослушиванию. Однако, 6 июля 2001 года в колокольню безо всякого предупреждения ударила молния и случился пожар, предательски воспользовавшись отсутствием громоотвода. Пожар существовал трое суток, несмотря на все попытки его затушить. Часть шпиля выгорела, другая часть, включая и крест, упала во внутрь чердачного помещения. Завалы не разбирались, колокольня считается аварийным объектом, подъем наверх запрещен, ставшие традиционными звоны не производятся. Зловещий поломанный шпиль дырявит низкое северное небо, а у основания колокольни кем-то заботливо положена табличка, которая призывает прохожих держаться от нее подальше.

История соборной колокольни города Каргополя достаточно поучительна. Берет начало она, что характерно, с пожара. Тогда, в 1765 году, сгорело три четверти города. Год спустя Ян Сиверс, губернатор Новгородской губернии, того времени в рамках своей, как выразились бы сейчас, рабочей поездки посетил город Каргополь и увидел сплошное пепелище. Вот о чем он пишет в служебной записке: "...печальное зрелище мусора и запустения вследствие недавнего пожара". Следует сказать, что дело происходило во время царствования императрицы Екатерины Второй известной многими замечательными указами, из которых нас сейчас будет интересовать только один: "О возникновению всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо". Сей судьбоносный указ являлся началом разработки генеральных планов застройки многих десятков городов России.

Софья Фредерика Августа
принцесса Анхальт Цербстская
Екатерина II Алексеевна

Общей чертой всех этих генпланов была близкая к прямоугольной система улиц и площадей, что мы и имеем возможность видеть на примере почти каждого города бывшей Российской Империи. Указ этот имеет массу интересных подробностей. Так, в частности, городские улицы можно было разделить на въездные (или главные) и второстепенные; главные должны были всегда заканчиваться площадями, на которых положено было располагаться собору, торговым рядам или каким-либо еще сооружениям, придававшим городу определенный характер. При всей прогрессивности, практичности и прочая, прямоугольная планировка первым делом этот самый "определенный характер города" и уничтожала. Так, прекрасный город Каргополь, выгоревший практически полностью всего только спустя два года после подписания указа, пал одной из его первых жертв.

Впрочем, справедливости ради необходимо отметить, что на восстановление города из пепла Екатерина выделила большую сумму в 10000 рублей. Обрадовавшийся губернатор в ту же минуту предложил построить в честь императрицы роскошную каменную колокольню, чтобы та служила потомкам напоминанием о мудрости и человеколюбии Екатерины, на что и получил из казны еще без малого 5000 рублей. И все было бы прекрасно, если бы не маленькая неувязочка - к постройке колокольни приступили уже после того как на город была наложена прямоугольная сетка, а наложена она была с оглядкой на реку Онегу, несущую свои воды с юго-запада на северо-восток. Думалось бы, ну и что в этом плохого? Однако, не все так легко. Дело в том, что колокольню, вероятно, необходимо было поставить на главной площади. Кроме того, сообразуясь с указом, колокольню надо было поставить в створе главной улицы, которая упиралась в эту самую главную площадь. А раз основная улица ориентирована с северо-запада на юго-восток, значит и колокольню надо ставить так, чтобы ее грани были повернуты относительно направлений север-юг и восток-запад. Выходит, что и крест на шпиле придется ориентировать именно так - с юго-запада на северо-восток, именно так - не по православному канону.

И вот, больше 220 лет подряд неправильно ориентированный крест вызывал удивление, недоумение, споры, догадки... до тех пор пока не наступило 6 июля 2001 года. В этот роковой день, как уже было сказано выше, в соборную колокольню города Каргополя, в самый ее крест, безо всякого предупреждения ударила молния... Зловещий обломанный шпиль дырявит теперь низкое северное небо, а у основания колокольни кем-то заботливо положена табличка, которая призывает прохожих держаться от нее подальше.

Церковь Иоанна Предтечи - 1751 год, самый высокий (35 метров) и самый огромный по внутреннему объему храм в городе. Отличается удивительными двойными куполами, необычным для каменного зодчества завершением алтарных апсид бочками, а также наличием уникальных восьмиугольных окон. К 850-летию города передан церкви, службы не осуществляются.

Введенская церковь - 1802 г (1809 г) находится по соседству с Христорождественским собором. Сама по себе не очень интересна, однако именно здесь можно приобрести разнообразную и, в основном, очень достойную печатную продукцию выпускаемую Каргопольским музеем-заповедником. Интересно, что в 1812 году в подвалах церкви хранилось вывезенное из Москвы имущество императорской семьи. В одном из этих подвалов сейчас находится крошечная, но очень интересная выставка "КаргопольЛаг". Уникальным экспонатом считается портативный карцер - железный ящик высотой примерно 2 метра сконструированный таким образом, чтобы заключенный в него человек не мог бы ни лежать, ни сидеть. Сделать бы его еще на полметра ниже и в нем нельзя было бы и стоять. Также можно было бы взять у средневековой инквизиции идею железных шипов со внутренней стороны ящика. Однако, по неизвестным причинам, эти технические решения не были воплощены в жизнь.

Валушки - кольцо земляных валов, которые остались от давно сгоревшего острога, а также городской район находящийся в их пределах, уменьшительный суффикс подчеркивает масштабность объекта.

Воскресенская церковь - конец 17-го века, находится между Новой торговой площадью и Валушками. Единственная в городе оставшееся позакомарное покрытие. Огромный белокаменный храм с пятью большими куполами выглядит очень эффектно на фоне окружающей его одноэтажной деревянной застройки. Несколько широких трещин, которые разрывают толщу стен, лишь подчеркивают величие сооружения.

Троицкая церковь - начала сооружаться в 1790 году и хотя строительство было закончено в году 1802, современный облик она приобрела лишь спустя еще 70 с лишним лет. Виной тому явился очередной пожар 1878 года , которы й нанес серьезные повреждения пятиглавому, на тот момент, храму. В итоге восстановительных работ, пять маленьких куполов были заменены одним, зато каким! В церкви имеется очень занятно оформленная выставка с говорящим названием "Магия народного искусства". И хотя по богатству экспонатов, которые представлены, ей далеко до открытого хранения фондов в Тотьме, экспозиция достойна посещения. В настоящий время (конец 2001 года) здесь также имеется маленькая, но крайне интересная выставка посвященная кузнечному делу. Огромные замки, кованые Устюжские сундуки... Один медвежий капкан 18-го века чего стоит, смотришь на него и понимаешь, как все в наше время измельчало. В общем, если бы водились мамонты в Каргопольском уезде в 18-м веке, им было бы не сдобровать.

Церковь Зосимы и Савватия на Горке - 1814-1819 гг является последним по времени большим сооружением города, за вычетом руин недостроенного комбината на северной окраине. Малоинтересная в архитектурном плане, церковь вмещает в себя любопытную выставку "Наследие древнего Каргополя". В экспозиции имеются деревянная храмовая скульптура, резные кресты, иконы, памятники старообрядчества.

Церковь Рождества Богородицы - 1680 г (колокольня - 1844 г) расположена на Старой торговой (Красноармейской) площади по соседству с церковью Благовещенской. Как и у последней, оконные проемы церкви Рождества Богородицы богато декорированы белокаменной резьбой. Постройка сама по себе очень красива, однако впечатление сильно портит свежая блестящая сталь куполов и ставшая уже характерной для действующих храмов побелка цвета клубничного йогурта.

Городская Прачечная - довольно таки любопытное место для каждого, кто интересуется жизнью настоящей "глубинки" и рождением песни "Полоскала Каргополочка белье".

Кроме многочисленных культовых сооружений в Каргополе сохранилось достаточно большое число интересных купеческих особняков. В некоторых из них торговля осуществляется и по сию пору. В других находятся разные полезные организации и ведомства. Третьи объединяют в себе сразу несколько функций. Таков, например, дом Вешнякова (конец 17-го - начало 18-го века), который расположен в восточной части Архангельской улицы. Здесь, на первом этаже, трудится артель, которая пославила на поток производство глиняной игрушки. Рядом комнатка, где вышеупомянутую продукцию можно купить. Однако самое примечательное - на втором этаже. Тут расположилась очень милая выставка называющаяся "Кукольным Домиком" - место, которое обязательно стоит посетить, если вы приехали в Каргополь с ребенком. Сложно поверить, но еще совсем недавно, в советское время, в этом симпатичном домике располагалась городская тюрьма.

Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Мало??? В таком случае осмотрите два разгромленных храма рядом с городской больницей; немногие уцелевшие здания бывшего Успенского женского монастыря на южной окраине города, в которых было расквартировано управление КаргопольЛага; руины мужского монастыря на противоположном берегу Онеги; сходите на городской пляж, что на берегу озера Лаче и изучите многочисленные родники и родниковые озера.

Если и этого будет не достаточно, то закупитесь парой километров надежной веревки и попробуйте найти проход к огромному подземному озеру, лежащему под Каргополем на глубине примерно 100 метров.

Примечания

Онега одна из спмых крупных рек в Архангельской области. Судоходство возможно только местами в связи с наличием порожистых участков. Грамотная постановка ударения в названии - на первый слог, в отличие от Онежского озера принадлежит к бассейну Белого моря.

Лаче (Лача) - самое огромное озеро в Архангельской области. Площадь более 300 кв.км.

Пишите нам
Фотогалерея

Вид на Каргополь от пристани.
Фото В.Никитина.
Христорождественский собор.
Деталь.
Фото А.Тилипмана.