Бюро путешествий Исторический путь

Адрес: г. Москва, улица Маршала Тухачевского, дом 30
Телефон: (495) 637-27-09
 
   
 
 
Солигалич. Общее описание
Солигалич
Солигалич
Солигалич
1332

Солигалич -

районный центр в Костромской области.

Солигалич находится в 216 км к северо-востоку от Костромы, на отрогах Галичской возвышенности, на правом берегу р. Кострома (приток Волги, в 95 км к северу от железнодорожного узла Галич (линии на Кострому, Вологду и Шарью), имеется аэропорт.

Население города составляет 7.5 тыс. чел. (1992 г.).

Общая информация

Маленький старинный русский город Солигалич расположен в Костромской области на правом и левом берегах реки Костромы в 95 км к северу от старинного Галича. Еще в начале 14 в., когда град назывался "Соли Галичския", люди обнаружили там драгоценные соляные источники и стали вываривать соль, отсюда и пошло нынешнее название города. С 14 по 18 века Солигалич был большим центром России по производству соли.

Рождественский собор.
Слева просматривается
Воскресенский монастырь с колокольней.

На основе целебных минеральных вод, обнаруженных еще в 1841 году, позднее появился Солигаличский лечебный курорт, который существует и поныне.


Самые интересные памятники древнего зодчества находятся на правом берегу реки Костромы. Словно зачарованные, располагаются церкви бывшего Воскресенского монастыря, чьи силуэты отражаются в ровном зеркале воды. Вблизи, в трехстах метрах, расположился величественный Рождественский собор. С другой стороны среди деревянных домов можно увидеть древний храм Николы на наволоке (1688 г.), рядом Преображенская церковь (1821 г.), внизу, ближе к реке, в густой зелени тонут постройки Грязелечебного курорта.

Мост, находящийся на месте старого древнего, ведет на левый берег реки, где и сейчас просматриваются размытые контуры валов бывшей крепости Солигалича.

Страницы истории

Воскресенский монастырь.
Богоявленская церковь.
1681 г.

Данных о том, когда впервые стали вываривать соль на землях Галича, не имеется, но в завещании от 1332 года Московского князя Ивана Калиты имеется упоминание о галичских соляных варницах. Местная летопись связывает основание города Солигалича с именем галичского князя Федора Семеновича, дальнего потомка Александра Невского, который повелел выстроить в 1335 году на берегу реки Костромы Воскресенский монастырь. Место для монастыря, а в будущем и для города, оказывается, было выбрано не просто так. Легенда говорит, что князю и игумену Афанасию явилось знамение: "столп от небес". Когда же во время поисков того места из "знамения", на зеленом мысе реки Костромы они увидели удивительную лань, тогда князь и повелел здесь воздвигнуть церковь Воскресения. Князь щедро одарил монастырь землями, дал в использование две трети Чудского (Чухломского) озера и четверть Галичского, а рыбную ловлю разрешил вести во всех реках.

Святая обитель процветала, обзаводилась соляными варницами, мельницами и пашнями. Обездоленный люд тянулся к тем местам, стала увеличиваться вокруг монастыря ремесленная слобода, для охраны поставили острог для воинских людей. Так появилось поселение Соли Галичские, которое позднее получило название - город Солигалич.

Но в те времена не обходилось без разорительных междуусобиц. После опустошительных набегов черемисского князя Никиты Байбороды и отрядов казанских татар, монастырь понемногу разоряется, теряет свое главенствующее положение, уступая место ремесленному посаду.

В 1450 году Соли Галические были окончательно присоединены к Московскому великому княжеству, а чтобы оградить град от нашествия татар, на противоположном берегу сооружается крепость и возводятся восьмиметровой высоты земляные валы.

В 1532 году, во время великого наступления казанских татар, крепость подверглась трехдневной осаде, но устояла, и татарское войско отступило. Под прикрытием крепостных пушек на правом берегу реки Костромы креп и развивался посад, на месте, где сейчас располагается торговая площадь и санаторий, стояли сплошными рядами закопченные срубы соляных варниц. Выгодный промысел притягивал в город торговых людей, даже шесть монастырей, в том числе и знаменитый Троице-Сергиев, имели здесь свои варницы.

Со временем жизнь наладилась, посадское население Солигалича, как и других русских городов, по "Соборному уложению" 1648-1649 гг. оставило права на ремесла и торговлю - "вольный торг". Оживились торговые связи и пошли по реке Костроме "струги с солию и иными товарами купецкими". Солигалич оказался на одном из основных речных торговых путей, которые соединяли Волгу с Архангельском - единственным тогда морским портом России. О торговой связи Солей Галичских с Западной Европой говорил колокол Воскресенского храма с надписью на латинском языке: "Хвала Богу построил Ассверус Костер в Амстердаме в 1631 году для Солей".

Город продолжал процветать на правом берегу реки. Торговая площадь с варницами обрастала новыми слободками и приходами, но пожар 1649 года уничтожил деревянные церкви, большинство варниц и домов. И только в 1660 году вместо сгоревшей деревянной церкви стали сооружать первый каменный храм Солигалича - Воскресенский собор.

На левом берегу сгорела деревянная Успенская церковь, сооруженная одновременно с крепостью в XV веке, воздвигнутая вместо нее в 1786 году каменная Успенская церковь (единственная на этом берегу), к сожалению, была разобрана в 1930 году.

Более подробно с достопримечательностями современного Солигалича можно ознакомиться в следующем разделе.

Достопримечательности

Каменные храмы бывшего Воскресенского монастыря воздвигались постепенно, начиная с 1660 года. Воскресенский собор, первый храм обители, сооружался девять лет, когда, наконец, поднялись над тесовыми крышами глухие каменные барабаны, увенчанные пятью главами с узорными крестами. Колокольня храма, которая была выдвинута в сторону посада, величественно приветствовала проходивших богомольцев. Интерьер Воскресенского собора, к сожалению, не оставил свой первоначальный вид, только на своде кое-где просматривается поврежденная роспись. Вокруг отдельных оконных проемов прекрасно сохранился узор наличников. Через столетия дошли до нас образцы резьбы по камню, которые вместили в себя узоры деревянного зодчества и искусства вышивки.

В 1681 году была торжественно освящена еще одна церковь монастыря - Богоявленская, которая находиласьь несколько поодаль от главного Воскресенского собора. Ощущается единство композиции, чувство общности двух храмов. Немного измененные завершения глав Богоявленской церкви придают ей динамичность и стройность.

Монастырских келий и ограды уже давно не имеется, только вековые березы по-прежнему окружают бывший монастырь. "Особенно прекрасны церкви Воскресенского монастыря с противоположного берега реки в ореоле белых ночей... Сбившиеся в компактные группки, церковные главы кажутся вырезанными из черной бумаги шахматными фигурками, которые расставлены на двух огромных досках".

Недалеко от Воскресенского монастыря, ближе к торговой площади, начали сооружаться храмы Рождественского девичьего монастыря. "Начата созданием в 1668 г., а свершена быть в 1805 г." - это о Рождественском соборе.

Еще вдали, с моста, обращает на себя внимание несоответствие верхней части собора к громоздкому, тяжелому основанию. Разный художественный стиль мастеров каменного дела обобщен с историей строительства этого уникального сооружения. Начало строительства собора в 1668 году связано с личным "усердием" царицы Марии Ильиничны (урожденной Милославской), которая, по фактам, провела свои юные годы в солигаличских краях. После кончины царицы никаких средств на строительство храма из государевой казны больше не поступало. К 1701 году была уже сооружена церковь Рождества Богородицы, к ней была "прикладена колокольня каменная с пятью колоколами и часами", а стены большого храма Рождества Христова так и стояли незаконченными. "На стенах выросли немаленькие березы, а внизу, на своде первого этажа, - малинник, где церквослужители каждогодно пользовались ягодами". В 1764 году монастырь был уничтожен и только в 1792 году на средства прихожан начал достраиваться Рождественский собор. Архитекторы и строители XVIII в., которые пришли через сто лет, вооруженные другими навыками и новыми научными познаниями, при достройке Собора тактично отнеслись к труду своих предшественников, так что художественная выразительность построек от разности стилей нисколько не пострадала.

Часть помещений Рождественского собора и церкви Рождества Богородицы занята под экспозицией краеведческого музея имени Г. И. Невельского - отважного путешественника, славного сына солигаличской земли. Среди экспонатов можно увидеть и другие имена, связанные с Солигаличем и прославившие Россию. Это знаменитая русская певица П. А. Бартенева, прозванная "московским соловьем", и бывший крепостной, а впоследствии академик, замечательный гравер Л.А. Серяков, известный книгоиздатель Иван Сытин и, открытый уже в наши дни, крупный русский художник XVIII века Григорий Островский, проживавший на солигаличской земле. Его работы, которые получили в искусстве название "Солигаличских находок", экспонировались во многих музеях. Краеведческий музей располагает несколькими полотнами художника, среди которых имеется портрет А. С. Лермонтовой (1776 г.) - дальней родственницы поэта М. Ю. Лермонтова. К сожалению, в настоящее время (лето 1999 года) музей закрыт по причине хронического недостатка посетителей.

С Солигаличем связано имя великого русского композитора Александра Порфирьевича Бородина, чьим именем не случайно именована солигаличская здравница. В 1858 г. он, являясь тогда доктором медицины, приезжал в эти края для обследования минеральных источников. Выводы, которые изложены в брошюре А.П. Бородина "Солигаличские соляно-минеральные ванны", послужили открытию лечебного курорта.

Прогуляемся по Торговой площади и улочкам города, естественно, территория древнего торжища претерпела много изменений. Но оставшиеся до нашего времени деревянные Торговые ряды, железные двери с кованными засовами, одинокий, оставшийся с тех времен, керосиновый фонарь и виднеющийся вдали Рождественский собор - все это создает впечатление театральной декорации. Улицы Солигалича на первый взгляд мало привлекательны, но среди деревянных домиков попадаются подлинные шедевры народного искусства резьбы по дереву. Неповторимые узоры наличников, подзоров, орнаментовку балкончиков и крылечек можно наблюдать на доме # 5 по ул. Гагарина (бывший дом купцов Шалаевых), на доме # 10 по ул. Егорова и других.

Можно еще пройтись по красивейшему лесу, начинающемуся прямо за городом. Там, по дороге на село Илейкино, можно увидеть редкие в наше время двухэтажные деревянные амбары, а на старом погосте можно набрести на ветхий деревянный крест старинной работы. Но не следует ехать в деревню Верхний Березовец чтобы увидеть "подлинную жемчужину древнерусского искусства" - деревянную Ильинскую церковь 17-го века - несколько лет назад ее разобрали и увезли в Костромской музей деревянного зодчества.