Бюро путешествий Исторический путь

Адрес: г. Москва, улица Маршала Тухачевского, дом 30
Телефон: (495) 637-27-09
 
   
 
 
Боголюбово. География
1. Общие сведения

Боголюбово. Основные сведения
 


 

 

Боголюбово — село (до 2005 — посёлок городского типа) в России, в Суздальском районе Владимирской области.

Население 4,1 тыс. жителей (на 2005 год).

Боголюбово — бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского (правил с 1157 по 1174). Боголюбово было основано в 1158 по указу князя Андрея в это месте, так как Клязьма связывала Ростово-Суздальскую землю с бассейном Оки и Волги. Основание Боголюбова связывалось духовенством с историей о явлении богоматери князю Андрею. После смерти князя Андрея здесь был сооружен монастырь. В 1177 году Боголюбово разорил и разграбил рязанский князь Глеб, а во время натиска монголо-татар (30-е годы XIII века) были разрушены крепостные сооружения. В XVII—XIX вв. велось активное монастырское строительство. После Октябрьской революции 1917 монастырь был закрыт. В 1992 монастырь был вновь воздвигнут. С 1997 в Боголюбове существуют два монастыря — мужской и женский.

До настоящего дня частично сохранились земляные валы, рвы и нижние части стен и столбов белокаменных укреплений, остатки замка: переход на полуциркульных арках и квадратная в плане белокаменная башня с винтовой лестницей, а также цокольная часть храма Рождества Богородицы (1158—65), на которой построена ярусная церковь (1751, барокко). Надвратная Успенская церковь-колокольня и кельи сооружены в XIX в. Cобор Боголюбовской иконы Богоматери в византийско-русском стиле воздвигнут в 1866 по проекту архитектора К. А. Тон. В 1,5 км от Боголюбова — церковь Покрова на Нерли (1165). Архитектурные памятники Боголюбово — в ведении Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника.

География

Боголюбово на карте

Боголюбово находится в устье реки Нерли (при впадении Нерли в Клязьму), в 10 км к северу-востоку от Владимира.

Село входит в Золотое кольцо России.

3. Достопримечательности

Храм Покрова на Нерли


 

 

Церковь Покрова на Нерли

Посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму располагается белокаменная церковь Покрова 1165 г., одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. Вокруг находится полный покоя и поэзии луговой простор. Вольный воздух, высокое небо, пышные травы - и на взгорке, на берегу тихой старицы расположился нежный силуэт древней церкви. Издалека привлекает ее белый наряд посреди древесных крон.

Церковь Покрова на Нерли

Великолепие форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы - аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы - образуют целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ обобщается в богословии с идеей Покрова - покровительства Богоматери.

Церковь Покрова на Нерли во время весеннего разлива

Во времена князя Андрея Боголюбского, архитектора этой церкви, на Владимирской Руси приобретает популярность событие из Византийской истории X в.: явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин в день 1 октября - "Влахернское чудо". Тогда же во Владимире утверждается праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа). В Византии на этот день было празднование Животворящего креста. Белокаменный крест с высеченной на нем "Похвалой кресту", который стоял в XII в. на пути к церкви Покрова, хранится сейчас в Боголюбовском храме. Все эти празднования - "Влахернского чуда", Спаса и Богородицы, Животворящего креста - обобщает идея божественного покровительства, которая со временем оформилась в особый праздник Покрова Богородицы.

Церковь Покрова на Нерли.
Аркатурно-колончатый пояс

"Житие князя Андрея Боголюбского" связывает строительство этой церкви еще с одним событием, а именно с гибелью от ран юного князя Изяслава Андреевича после похода 1164 г. в Волжскую Болгарию.

Церковь Покрова на Нерли. Фрагмент прясла

Церковь Покрова достойно венчает короткий, но абсолютно плодотворный градостроительный период Андрея Боголюбского. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно-исторический смысл - так много всего слилось в этом небольшом, одиноко стоящем уже более восьми веков храме. Облик храма, такой законченный и цельный, первоначально был другим. Вокруг храма была галерея, а холм, на котором он стоит, был облицован белым камнем. Царственная ступенчатая церковь продолжала Боголюбовский замок и стольный Владимир, а пристань на оживленном речном пути обеспечивала князю силу. Сейчас, спустя столетия, ничто не напоминает о политической злобе дня, только совершенная красота смягчает и трогает душу.

В данный момент храм Покрова, как и прежде, приписан к Боголюбовскому монастырю; совместно используется музеем-заповедником и церковью; внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Из заметок путешественника


"…в Боголюбове мне понравилось. Сначала мы посмотрели на монастырь. Монастырь с самого начала был мужской, но недавно к нему прибились монашки из другого города, а в связи с тем, что мужчин на такой огромной площади оказалось всего человек пять-шесть, их вежливо попросили потесниться, освободив место для более большой группы женщин. И теперь монастырь является смешанным. Сам монастырь прекрасный, и храм красивый, и колокольня. Правда, все эти постройки относятся уже к 19 веку, а впечатлило меня совсем другое.

Своим величием Боголюбово обязано сыну Юрия Долгорукого Андрею, который не захотел жить в отведенной ему отцом вотчине рядом со стольным градом Киевом, а самовольно обосновался на родной земле рядом с рекой Клязьмой. Причем, уходя из-под отцовского крова заодно и прихватил с собой достаточно ценную икону Богоматери (и правда, на память-то о родственниках надо что-то оставить). С того времени главную святыню Киевской земли нарекли Владимирской. А когда дорогой папа Андрея скончался, столицу перенесли во Владимир. И воздвигли княжеский дворец-замок в Боголюбове - надо же было поднимать престиж новой княжеской столицы перед лохами-соседями - боярами Ростова и Суздаля. Тем более, что совсем рядом от замка протекали судоходные Клязьма и Нерль - заодно и денежки с народа собирать можно. А сейчас от того дворца остались переход из храма в башню, и сама башня с винтовой лестницей.

В этой самой лестничной башне, в 1174 году, сподвижники и родственники убили Андрея Боголюбского. Пошли шарить по сундукам и сокровищницам, а смертельно раненый Андрей в это время сумел доползти по лестнице до выхода. И там скончался. А теперь на месте его смерти находится икона с лампадкой, и богомольцы идут к нему за благословением.

Мы зашли в башню, потрогали стены, посмотрели в окна. Я даже и не вспомню, где еще так прекрасно ощущала "время" - здесь же я просто "увидела" трагедию девятисотлетней давности. Связь времен наверное, что ли… В башне стены говорящие, наверное.

Сам же замок очень порушили во времена монголо-татарского нашествия. А в 13 веке здесь основали монастырь - богомольцев привлекли сюда память о Богоматери и история убийства Андрея, который причислен к лику святых в 1702 г, хотя я читала и о его свирепом нраве, и о жестокости. Не знаю, может, наверное, и плохой человек был. Зато он основал новую столицу, принес Руси новый праздник - Покров, и оставил еще один удивительный памятник, но о нем чуть позже. А когда я вышла из башни, уже можно было себе вообразить и роскошный замок, и церковь Рождества Богородицы (ах, как жаль, что она рухнула уже больше двухсот лет назад!), и дружинников, и князя… Короче, клиент был готов - видения передо мной проносились словно кадры из "Иван Васильевича…", я грезила о древности. Обогнув стены монастыря, автобус наш встал перед железнодорожным переездом. Экскурсовод бодро сказал, что до церкви Покрова на Нерли мы можем добраться пешком. Километра два. Народ сразу встревожился и идти отказался. А потом подумал-подумал и пошел (практически все). А мы даже и не раздумывали - сразу побежали, хотя практивчески не знали, что это за зверь нас ждет впереди. Прогулка оказалась довольно таки приятной - кругом простирались заснеженные луга, людей не было вовсе (мы убежали далеко вперед остальных туристов), а впереди маленькой точкой видна была церквушка. А когда мы подошли, она оказалась огромной белокаменной красавицей, возвышавшейся на искусственном холме. Это и была еще одна память об Андрее Боголюбском, и соорудили ее в 1165г. в честь победного похода на волжских булгар, а главное, в память о старшем сыне Андрея Изяславе, в том походе погибшем. Соорудили в полутора верстах от княжеского дворца, в устье реки Нерли из белого камня, привезенного покоренными булгарами. Скорей всего народа много полегло - ведь и холм искуственный возводили, и камнем его обкладывали, и вообще, постройка-то грандиозная. Но она стоит до сих пор - практически девятьсот лет. Раньше она казалась чудом для судов, которые проплывали по Клязьме и Нерли, а сейчас русло Клязьмы ушло на юг, но все равно впечатление церковь производит великолепное. Кстати, название она приобрела как раз благодаря введенному Андреем Боголюбским празднику Покрова. Поскольку пришедшие на Русь праздники византийской религии не очень-то подходили под природу и начало-окончание работ на северных землях, да и вообще, наша великая страна должна была иметь свой особенный праздник, вот и нащли необходимую легенду про Богородицу, и праздник ввели (1 октября по старому стилю), и церковь на Нерли так назвали. Кстати, это была единственная церковь, которую я увидела за время путешествия, в которой мне захотелось поставить свечку, несмотря на то, что внутри нее сейчас только голые стены, да пара икон, перед которыми расположены подставки для свечей. Но она превосходна, она белая и летящая. Говорят, что весной 1999 здесь так широко разлилась вода, что до церкви Покрова на Нерли туристов привозили на лодках. Мы даже фотографию такую видели, и убедились, что и весной здесь тоже весьма прекрасно. Я еще оглядывалась раз пять по дороге обратно, пытаясь запомнить удаляющуюся белую фигурку. Потом, уже около автобуса, мы полюбовались панорамой Боголюбского монастыря и поехали дальше, в конечный пункт нашей экскурсионной программы - некогда стольный город..."

 

Дворец князя Андрея Боголюбского (ансамбль Боголюбова монастыря)


Ансамбль Боголюбова монастыря

На подступах к Владимиру, около слияния рек Нерли и Клязьмы, в 1158-1164 гг. раскинулся на высокой береговой гряде "город камен именем Боголюбый". Предание обобщает его основание и выбор места с покровительством Богородицы. 18 июня 1155 г. князь Андрей Юрьевич проезжал здесь, направляясь из Киева в Суздаль, свою вотчину. Князь вез с собой чудотворный образ Божьей Матери византийского письма, котрый был назван впоследствии Владимирским. Вдруг кони остановились, отказываясь двинуться с места. И так продолжалось дотемна, покуда князь не приказал установить шатер для ночлега. И ночью усердно молился перед чудотворной иконой, и так сильна и горяча была его молитва, что Божья Матерь сама пришла к нему. На этом месте князь воздвиг замок и повелел написать явленный ему образ Богоматери, а Икона Боголюбской Богоматери стала местной святыней. А привезенную икону поместили во вновь воздвигнутый Успенский собор во Владимире.

Ансамбль Боголюбова монастыря

Княжеский замок забрал южную часть города, с севера примкнул посад. После татарского разорения Боголюбов остается городом и числится в "списке градом русским" конца 14 в.; в итоге становится селом, а в советское время поселком.

Палаты Андрея Боголюбского и Рождественский Собор

При въезде со стороны Владимира справа вдали виднеется луговой простор, а впереди со стороны дороги - остатки древней крепости: заросший пруд на месте рва и холмы - бывший крепостной вал. За каменной оградой с башнями расположился ансамбль Боголюбова монастыря; древнейшая часть его - белокаменные памятники княжеского дворца 12 в.

Княжеский дворец в Боголюбове отличался сказочным великолепием, которое летопись может сравнить с храмом Соломона. В кольце земляных валов, рвов и каменных стен водрузился белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Такими же галереями и башнями он обобщался с жилыми покоями князя и с крепостью. Собор, аналогично Успенскому храму, украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Круглые, разрисованные под мрамор колонны, поддерживали своды.

 

Перед входом в храм находилась белокаменная водосвятная чаша под шатром, священный столп с четырьмя Богородичными ликами. Площадь перед дворцом выстилали белокаменные плиты с желобами-водостоками. 17 лет владимирского княжества провел князь Андрей в своем загородном замке - продолжении столичного Владимира. Здесь он принял мученическую смерть от рук политических соперников, а именно бояр Кучковичей. Убийство случилось в ночь на 29 июня 1174 г. в лестничной башне. Именно эта двухъярусная башня и примыкающая к ней галерея - единственное, что осталось из обширного дворцового строения.

Палаты Андрея Боголюбского и Рождественский Собор

После кончины князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в 18 в. был заменен новым. Над лестничной башней достроили шатер колокольни,а место княжеских покоев занял келейный корпус. В 19 в. древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание - Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же соорудили и огромный пятиглавый собор, они сейчас определяют боголюбовскую панораму. Но внимательный взор сразу отличит благородную древность: белокаменную галерею над аркой и лестничную башню с двумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным окном, с внутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле нее - ниша, где находилось тело убиенного князя, в 18 в. канонизированного церковью.

Облик древнего собора и дворца стал популярен благодаря многолетним археологическим исследованиям Н.Н. Воронина. В Боголюбове сейчас женский монастырь.

Уникальный памятник гражданского зодчества - палаты князя Андрея, а также собор Рождества Богородицы совместно применяется Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и монастырем; внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.