Бюро путешествий Исторический путь

Адрес: г. Москва, улица Маршала Тухачевского, дом 30
Телефон: (495) 637-27-09
 
   
 
 
Гатчина. Достопримечательности
Гатчина
Гатчина
1499

Гатчина -

один из больших городов Ленинградской области в 46 километрах юго-западнее Санкт-Петербурга по Балтийской железной дороге. Город прекрасно доступен для любых видов наземного транспорта. Гатчина - это узловая железнодорожная станция, кроме того, город находится на магистральном шоссе Санкт-Петербург - Псков.

Гатчина

Как добраться

Из Санкт-Петербурга с Балтийского или Варшавского вокзалов на электричке до станции Гатчина.

Общая информация

Гатчина - это одно из большинствва поселений на северо-западе России, возникновение и расцвет которых напрямую связаны с великими петровскими преобразованиями на этих исконно русских землях, и, прежде всего - со строительством Санкт-Петербурга. Всемирную славу Гатчине принесли дворцово-парковые ансамбли, которые вошли в число самых совершенных произведений зодчества и ландшафтного искусства.

В течение столетия, с 1760-х годов по 1860-е, здесь был распланирован и усовершенствован комплекс пейзажных парков, которые растянулись вокруг озер и прудов, возведен романтический замок-дворец, павильоны, мосты, террасы. Архитекторы А. Ринальди, В. Бренна, А. Захаров, Н. Львов, А. Воронихин, А. Штакеншнейдер, Р. Кузьмин, словно передавая эстафету, смогли развить первоначальную идею и, при всех изменениях архитектурных стилей, добиться удивительного единства, художественной целостности общего впечатления.

Вид на дворец.

В Гатчине были сосредоточены художественные произведения, созданные лучшими живописцами, скульпторами, мастерами прикладного искусства многих стран, что помогло создать в наши дни на этой богатой художественной базе прекрасные общедоступные музеи.

Сильно пострадавшие во время страшной войны, которые были превращены по сути дела в руины и пепелища, великолепные создания рук человеческих сегодня почти полностью восстановлены.

Город имеет четкую планировку, которая помогает хорошо ориентироваться. Основная застройка расположена между Балтийской - на западе и Варшавской - на востоке железными дорогами. Система прямых улиц, которые пересекаются под прямым углом, делит пространство на квадратные и прямоугольные кварталы. Аллея, идущая от вокзала Балтийской железной дороги объединяет его с дворцом, одним из главных объектов нашего изучения. Главной магистралью западной части Гатчины является Красноармейский проспект (быв. Екатеринвердский), проложенный вдоль границы Дворцового парка. Важное значение имеет и проспект императора Павла I (ранее Большой проспект), который проходит между Дворцовым и Приоратским парками. На проспекте и около него сосредоточены самые ценные городские памятники архитектуры XVIII-XX веков.

Страницы истории

Парковый пейзаж.

Территория, на которой находится город Гатчина, с IX века являлась владением Господина Великого Новгорода. В переписной книге, которая была составлена в 1499г. в связи с присоединением Ижорских (Водских) земель к Московскому государству, значится село "Хотчино над озерком Хотчиным". Река Ижора и другие близлежащие реки входили в систему древних торговых путей, связывавших северо-западную Русь с Москвой и Киевом. На протяжении столетий ижорские земли были объектом борьбы новгородцев с иноземными захватчиками. Однако ослабленная в "смутное время" Россия была вынуждена уступить по Столбовскому договору 1617 года эти земли шведам. Лишь в ходе Северной войны 13 августа 1702г. русские войска под командой Ф.М. Апраксина в бою вблизи реки Ижоры нанесли поражение шведам и тем открыли первую страницу истории прекрасной Гатчины.

В те времена здесь существовала финская усадьба - мыза, которую царь Петр подарил любимой сестре - царевне Наталье Алексеевне (в 1708 или в 1712 году). После ее смерти в 1716г. у мызы были разные владельцы, в том числе князь А.Б. Куракин, у которого ее купила императрица Екатерина II в 1765г. и вскоре подарила ее графу Григорию Григорьевичу Орлову, одному из выдающихся государственных деятелей и своему фавориту. Именно граф Г.Г. Орлов пригласил для работы в Гатчине итальянского архитектора Антонио Ринальди, других мастеров, в том числе ландшафтных архитекторов, начавших создание ансамбля, который потом, на протяжении 100 лет продолжал совершенствоваться. Кстати, Орлов не только оценил роскошь царского подарка, но понял эстетическую прелесть удивительного природного района, о чем он писал в 1766г. большому ценителю "нетронутой" природы Ж.Ж. Руссо: "Мне вздумалось сказать Вам, что в 60 верстах от Петербурга у меня есть поместье, где воздух здоров, вода удивительна, пригорки, окружающие озера, образуют уголки, приятные для прогулок, и возбуждают к мечтательности. Итак, милостивый государь, если такой уголок Вам по вкусу - от Вас зависит поселиться в нем".

Дворец. Приемная Павла I-го.
Акварель Э. П. Гау. 1877.

Однако царская любовь не так долговечна. В 1772г. Г.Г. Орлов утрачивает прежнее влияние, а после его кончины в 1783г. императрица Екатерина II покупает Гатчинскую мызу у наследников графа и дарит ее наследнику престола Великому князю Павлу Петровичу. Так начинается новая страница в истории старинной мызы. С 1783г. на протяжении тринадцати лет она являлась великокняжеской резиденцией, а потом пять лет императорской.

Этот период развития дворцово-паркового ансамбля связан с именем другого известного итальянского архитектора, флорентийца Винченцо Бренна, с которым Павел Петрович познакомился во время длительной заграничной поездки. Павел призвал в Гатчину и В.И. Баженова, который обучал наследника престола архитектуре еще в 1760-х годах. Но грандиозные гатчинские проекты великого русского зодчего выполнены не были.

С 1796г. (год смерти Екатерины II воцарения Павла I) Гатчинская мыза приобрела статус города и собственный герб, а Гатчинский дворец стал главной резиденцией императора Павла, где на плацу перед западным фасадом каждый день проводились смотры "гатчинских войск" императора.

Гатчинский дворец остался резиденцией русских царей и после кончины Павла I. Дворцово-парковый ансамбль продолжал развиваться, для чего привлекались многие прекрасные архитекторы, художники, мастера садово-паркового искусства. Последние существенные изменения в облике гатчинского ансамбля относятся к 1844-1857 годам, когда ведущим архитектором Гатчины был Р.И. Кузьмин. Кроме перестройки и расширения боковых каре дворца и создания новых интерьеров, Р.И. Кузьмин запроектировал в 1851г. на плацу гранитный постамент, на котором была установлена бронзовая статуя Павла I по модели скульптора И.П. Витали. Сооружением этой статуи акцентировалось историческая значимость именно "Павловской Гатчины", как особого периода в истории ансамбля.

Чесменская галерея.
Акварель Э. П. Гау. 1877.

С Гатчиной связаны имена большинства деятелей отечественной культуры, живших и работавших в этом городе. Известный русский живописец-пейзажист С.Ф. Щедрин, акварелисты А.Е. Мартынов, Г.С. Сергеев, гравер С.Ф. Галактионов исполнили циклы пейзажей Дворцового парка в конце 18 в. В середине 19 в. художники Э.П. Гау и Л.О. Пемацун с невероятной точностью и мастерством зарисовали дворцовые интерьеры. В Гатчине жили художник-передвижник К.П. Беггров, очень талантливый русский пейзажист Ф.А. Васильев. Именно здесь родился композитор М.М. Ипполитов-Иванов, не один год жил писатель Г.И. Успенский. Великолепный русский писатель Александр Иванович Куприн жил и работал в Гатчине в 1911-1919 годах. Здесь же он провел и последние три месяца своей жизни после возвращения из эмиграции в 1938 году. Одним из самых близких друзей А.И. Куприна был известный художник-карикатурист и этнограф П.Е. Щербов, живший в собственном доме, построенном по проекту архитектора С.С. Кричинского в 1911 году. Этот дом, который сохранился до наших дней (по адресу ул. Чехова, 4а) - весьма примечательный памятник архитектуры модерна.

В 1854-1859 годах в Гатчинском Сиротском институте работал основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский.

На так называемом "Военном поле" западнее линии Балтийской железной дороги в начале 20 в. находились ангары и аэродром офицерской воздушной школы и аэроклуба, проводились первые показательные "публичные" полеты, в которых участвовали братья М.Н. и П.Н. Нестеровы и многие другие летчики, составившие славу отечественной авиации.

С Гатчиной связаны биографии большинства других деятелей науки, писателей и художников.

Вид на дворец.

В 1918 году Гатчинский дворец открылся для осмотра как музей. События гражданской войны, к счастью, не повлияли на состоянии комплекса. В начале Великой Отечественной получилось отправить в глубь страны и в Ленинград примерно 11 тысяч ценных музейных экспонатов, но дворец, парки, парковые постройки и сооружения были либо сильно разрушены, либо уничтожены, город в существенной степени был разрушен.

Восстановление началось очень скоро после освобождения, но продлилось очень долго - слишком страшными были разрушения. Сегодня удивительный ансамбль почти полностью восстановлен и открыт для обозрения.

Достопримечательности

Живописное и привлекательное природное образование трудом ландшафтных кудесников превратилось в ценнейшее произведение искусства.

Естественно, главной достопримечательностью Гатчины является уникальный дворцово-парковый комплекс, возникший и развившийся на месте старинной мызы. Живописное и уникальное природное образование трудом талантливых мастеров-архитекторов, ландшафтных кудесников, садоводов на протяжении жизни нескольких поколений превращено в ценнейшее произведение искусства, которое не утратило при этом прелести живой природы.

Комплекс гатчинских парков (Дворцовый, Сильвия, Зверинец) представляет собой абсолютно самобытное творение паркостроительного искусства - уникальное триединство, объединенное руслами рек Гатчинки и Колпанки и цепью связанных с ними озер. К нему примыкает Приоратский парк, главной водной магистралью которого служит Приоратский водовод.

Основная часть комплекса - Дворцовый парк, где находятся основные озера (Белое, Серебряное) с множеством островов, с прихотливо изогнутыми берегами, разнообразным рельефом, богатой растительностью. Все это создает многочисленные и разнообразные точки восприятия великолепных парковых пейзажей с прекрасными архитектурными сооружениями - дворцом, павильонами, мостами, малыми архитектурными формами.

Вся территория парков тянется вдоль Красноармейского проспекта в направлении юго-восток - северо-запад, что предопределено формой и последовательностью расположения озер. Приоратский парк с Приоратским дворцом раделен от Дворцового парка проспектом Павла Первого. Если начинать осмотр со стороны Балтийского вокзала, то первым по дороге будет как раз самый важный архитектурный памятник - дворец, который обращен к нам крепостной стеной с амбразурами, огораживающей большой двор-плац. Бронзовый император Павел располагается спиной к нам, сразу давая понять, что для него главное - это солдаты на плацу, а роскошный дворец - это все-таки замок, несмотря на прекрасную архитектуру. Северный фасад дворца обращен в сторону парка, где по берегам озер разворачиваются великолепные пейзажи так называемого Английского сада. В 90-е годы 18 в. к Английскому саду прибавилось еще несколько участков, которые все вместе и образуют Дворцовый парк, это Ботанический сад на восточном берегу Белого озера, Липовый, Голландские и Собственный сады вблизи дворца, а также Сильвия, которая примыкаеит с юга к Зверинцу. Название "Зверинец" сохранилось с древних времен, когда в этом месте осуществлялась царская охота. Всего гатчинские парки занимают площадь примерно 700 гектаров.

Приоратский дворец.

Кроме основной достопримечательности Гатчины - дворцово-паркового комплекса, в городе имеется немало других интересных архитектурных памятников, в основном в районе проспекта Павла Первого, который является главной магистралью города (это - часть старинной русской дороги, которая связывала Петербург с Киевом, Смоленском и Варшавой). Улица застраивалась зданиями, в которых проживали обслуживающие дворцовый комплекс люди. Так как это был главный въезд в Гатчину со стороны Петербурга, владельцы отмечали это обстоятельство устройством триумфальных ворот - Мозанских и Ингербургских на севере (собственно въезд в Гатчину), Адмиралтейских, отмечавших вход в парк с проспекта 25 октября, Смоленских (Двинских) на южной оконечности проспекта. В композицию проспекта включен ансамбль, доминантой которого является здание бывшего "Городового" - дворцового, теперь городского госпиталя - здания, построенного в конце 18 и перестроенного в 20-х годах 19 в. в стиле классицизма. Интересны здания городского собора св. Павла, сооруженные в середине XIX в. по проекту архитектора Р.И. Кузьмина - автора перестройки гатчинского дворца, "съезжего дома" с пожарной каланчой, здание кирки архитектора Д.И Квадри. Довольно таки оригинальна так называемая "площадь Коннетабля" с одноименным обелиском, включенная в ансамбль Большого проспекта по замыслу Павла I для увековечения его славы, как главнокомандующего русской армией.

Очень много интересных и памятных мест дорогих сердцу каждого россиянина и в непосредственной близости от города. Чуть южнее Гатчины находится село Суйда, пожалованное царицей Елизаветой Петровной прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу за верную службу ее великому батюшке. А.П. Ганнибал прожил здесь до самой смерти (почти 20 лет) и здесь же похоронен. А южнее Суйды, в селе Кабрино, также принадлежавшем предкам известного поэта, жили его родители Сергей Львович и Надежда Осиповна; здесь же жила их крепостная Арина Родионовна Яковлева, любимая няня поэта. В Кабрино стоит избушка, в которой работает, музей который посвящен ей. А еще южнее, в селе Выра существует еще один музей - "Домик станционного смотрителя". Это уже в честь Самсона Вырина - героя повести Белкина "Станционный смотритель".

Господа! Побывайте в великолепной Гатчине!

 

Фотогалерея

Большой дворец
XVII - XIX вв.
Парадная опочивальня.
Акварель
Л. О. Премацци. 1872
Маска.
Горбатый мост
на Длинном острове.
Ст. Выра. Музей
"Дом станционного смотрителя".
Здание бывшей почтовой станции.
Дом художника
П. Щербакова.
Начало XX в.