Бюро путешествий Исторический путь

Адрес: г. Москва, улица Маршала Тухачевского, дом 30
Телефон: (495) 637-27-09
 
   
 
 
Чухлома. Страницы истории
 
Чухлома. Авраамиев Городецкий монастырь. Фото И.Гуревича.
Чухлома.
Авраамиев монастырь.
Фото И.Гуревича.
Чухлома
Чухлома
1335

Чухлома -

старинный русский город, расположенный на берегу одноименного озера. Районный центр Костромской области.

Как добраться

Из Москвы или Санкт-Петербурга добраться на поезде до Галича, а оттуда до Чухломы еще 54 километра на автобусе, следующем на саму Чухлому, Вигу, Судай или Солигалич - всего от 4 до 8 рейсов в день.

Общая информация

Вдоль Чухломской дороги тянутся нехоженые леса, болота. Встречаются селения с экзотическими названиями Едомша, Возега, Морега, которые напоминают о далеких временах, когда здесь жила языческая народность Чудь.

При подъезде к Чухломе леса редеют, на склонах попадаются маленькие деревеньки, кое-где встречаются остатки барских усадеб. Первые помещики появились здесь в первой четверти 17 века. Родоначальник дома Романовых, царь Михаил Федорович, щедро раздавал за военные заслуги эти не совсем плодородные земли за Волгой. Так, за верную государеву службу получил здесь в 1619 году имение Юрий Лермант, он являлся прадедом великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Из этих же мест родом русский поэт и критик Павел Александрович Катенин. Бедным Чухломским поместьям было далеко до богатых подмосковных усадеб, но и в заволжских помещичьих домах хранились значительные культурные и художественные ценности. Об этом говорят экспонаты краеведческих музеев. В разбросанных среди лесных чащоб деревнях и сейчас можно найти великолепные образцы народного творчества: небольшие храмы, часовни, украшенные чудной резьбой деревянные дома.

Фото И.Шафранова.

От древнего города Чухломы до нашего времени осталось очень немного. Валы, которые опоясывают возвышенность по берегу озера, напоминают о том, что городу более 600 лет. Крепость Чухлома воздвигалась в тяжелые годы татарских набегов и княжеских межусобиц.

В том месте, где из Чухломского озера вытекает река Векса (приток реки Костромы), размещен на старом городище Авраамиев Городецкий монастырь - самый интересный памятник, связанный с Чухломой. Доехать к нему лучше не автобусом, а на лодке. Сначала мы видим ажурный силуэт Покровской церкви села Ножкино, далее на фоне обрывистого берега, заросшего елями и соснами, на высоком зеленом холме нарисуется и Авраамиев монастырь. Возле берега лодка проникает в зеленые сети плавучего ковра из лилий и кувшинок... Тропинка, петляя, бежит вверх, тишина, безлюдье, и только вековые ели стерегут покой забытых полуразрушившихся стен монастыря.

Чухлома сегодня - это уютный, достаточно зеленый городок, своеобразие которому придает рельеф и расположение на берегу озера с сочной зеленью, которая спускается прямо к воде.

Страницы истории

Фото И.Шафранова.

В старинной летописи "Житие Авраамия Ростовского" есть достаточно фактов, проливающих свет на далекое прошлое Чухломской земли. Еще в 10 веке предприимчивых новгородцев привлекали богатые пушниной леса, которые окружали поселения Чуди, а вместе со своими товарами несли они местным жителям и элементы христианского учения. Другие древние рукописи позволяют сделать вывод, что уже в 1335 году на берегу Чудского (Чухломского) озера находилась не только народность Чудь, но и русские люди. Это Чудское городище Чухломы располагалось на северо-западном берегу озера, в том месте, где позднее Авраамием, иноком Троице-Сергиевой обители, был основан Покровский Городецкий Монастырь. Троице-Сергиев монастырь, опора московских князей, в то время направлял своих служителей в глухие языческие земли для насаждения христианства, а заодно и закрепления новых богатых местностей. Небольшой Покровский монастырь со временем превратился в популярную и богатую обитель, называемую Авраамиев Городецкий Монастырь.

Когда возникло поселение на другом берегу озера, на территории современной Чухломы, точно не определено, но есть факты, подтверждающие, что в XIV веке оно уже существовало. Так, в 1381 году в этот глухой маленький град был отправлен московский митрополит Пимен.

Сначала Чухломские земли являлись вотчиной Галичского князя, затем они были приобретены Иваном Даниловичем Калитой в годы его княжения (1328-1340г.). Дальнейшая история этих мест - это постоянные княжеские междоусобицы и татарские набеги. Именно в это время, а точнее в годы правления князя Дмитрия Шемяки (1434-1453г.), Чухлома укрепляется и воздвигается крепость. Выросли двухсаженной высоты земляные валы, с самой длинной стороной (213 метров), которая обращена к озеру, и короткой (113 метров), которая обращена в сторону посада. Только в 2-х местах была разрезана толща земли для въезда в крепость. Деревянные крепостные стены и башни Чухломы, которые завершали земляные валы казались в то время надежной защитой от врага. На одной из древних икон Чухломского Авраамиева монастыря еще осталось изображение града Чухломы того времени.

В 16 веке Галичское княжество, а с ним и Чухлома, вошло в состав Московского государства, междоусобные войны закончились, но долгожданный покой не наступил. Более десяти раз в течение столетия, как ураган, пробегала татарская конница, сея смерть и разрушения. На чухломские земли вторгались и польско-литовские отряды, в результате очередного нападения на Чухлому в 1609 году крепость устояла, но все окрестные деревни были сожжены, люди покинули родные края, обеднел заволжский край. В самой Чухломе, по данным дозорной книги 1615 года, имелось "тридцать дворов с тридцатью душами мужского пола".

Только к середине 17 века оправился от бедствий город. Число дворов достигло семидесяти, оживилась торговля, на озере появилось много рыбацких лодок. Сооружались боярские хоромы, как на территории Кремля, так и за пределами крепостных стен.

Фото И.Шафранова.

Крепость Чухлома простояла до 1727 года, когда случившийся "великий пожар" уничтожил боевые башни и стены города, казенные и частные дома. От городского кремля ничего не осталось - только пепел.

С годами, некогда грозные валы крепости, обросли буйными травами. С 1837 года городская управа стала сдавать в аренду под капустные огороды, крепости которые пустовали, так больше 50 лет использовались древние крепостные улицы и бывшие боярские дворы. В 1890 году стали засыпать рвы, и на территории бывшего кремля создали городской сад. И сейчас приятно побродить по тенистым аллеям из гигантских деревьев, а с бровки вала полюбоваться прекрасным озером, над которым на другом берегу возвышается, словно сошедший с иконы, Авраамиев монастырь.

Казалось бы, какие общие исторические события могут быть у заштатного старого русского городка и Библиотеки конгресса США? Вот такой интересный факт. Предыстория его такова.

Богатый Чухломской купец Федор Иванович Июдин, род которого упоминается с 1615 года, в 1807 году в Санкт-Петербурге был удостоен высокой чести: занесен в книгу самого знаменитого купечества Российской империи. Тогда, в начале XIX века, Чухломские купцы вели интенсивную торговлю с другими странами. Обозы купца Июдина с пенькой, мешками с льняным семенем и дорогими мехами грузились на суда и сплавлялись по могучим северным рекам до Архангельска. Там, на собственных заводах, сырье перерабатывалось и суда, нагруженые уже канатами, кожей и великолепной пушниной, доставлялись Июдиным в Англию и Нидерланды. Торговые дела его шли замечательно. Но в 1809 году возобновилась Русско-турецкая война, корабли купца с товарами были взяты турками. Как только появились слухи о его разорении, имя Июдина тотчас было вычеркнуто из списков знатных купцов. И хотя через несколько лет Ф.И. Июдин получил от Турции (в счет контрибуции) свои деньги, он больше рисковать не стал и переселился в Одессу. Вместе с ним разъехались по "белу свету" и множественные торговые представители рода Июдиных.

На этом история не останавливается. Практически через 100 лет другой богатый, но уже красноярский купец Геннадий Васильевич Юдин, утративший букву "И" в фамилии, но сохранивший любовь к своему роду, в 1902 году издает двухтомный труд: "Материалы по истории г. Чухломы и рода костромичей Июдиных". В предреволюционные годы состарившийся и одинокий Г.В. Юдин продает все свое имущество и, в том числе, редчайшую библиотеку, которая состояла из 80 тысяч томов и 100 тысяч рукописей, среди которых самые ценные документы Российско-Американской Компании по освоению Аляски и Сибири.

Первые предложения о приобретении уникальной библиотеки Г.В. Юдин делает царскому правительству, но, получив отказ, в 1907 году продает всего за 40 тысяч рублей все свои бесценные книги и рукописи представителю американского президента Теодора Рузвельта.

Сейчас это собрание составляет основу "Славянского отдела" Библиотеки конгресса США.

Достопримечательности

Достопримечательности Чухломы тесно переплетаются с историей развития Чухломских земель. Современная планировка города, а по сути и облик, приобретены в 18 веке. В 1780 году составляются постоянные планы многих городов Российской империи, в том числе и Чухломы. На месте старого торжища у стен кремля планируется площадь - новый центр купеческого города. Размер площади с торговыми рядами равен размерам всего города Чухломы 15 века. От площади, которая идет вдоль озера, веером расходятся прямые, короткие живописные улицы, которые упирается в земляной вал, который ограничивает город. Всю дореволюционную Чухлому в пределах таможенного вала можно обойти менее чем за 2 часа. Маленькие зеленые и уютные улочки, разнообразные деревянные дома, которые украшены редкостными деталями деревянного зодчества 16-18 веков - все это можно увидеть в Чухломе. Чухломские плотники были известны даже в столице, искусство тех мастеров и последующих поколений до сих пор восхищает приезжих. Следует обратить внимание на кружевные резные наличники дома 9 по Галичской (Октябрьской) улице, а также дома на углу ул. Горького и Калинина, интересный дом 26 по ул. Горького. Более всего сохранился вид старой Чухломы в Рыбачьей слободе. Рыбный промысел всегда кормил жителей, незря на древнем гербе города помещены две скрученные железные остроги на голубом фоне. Знаменитыми чухломскими карасями до сих пор хвастаются местные рестораны. Лодки, которые уткнулись в берег, спускающиеся к озеру улочки, придают Рыбачьей Слободе старый патриархальный вид. В этом месте города меньше встречается резного декора на домах, но дом 11 по Преображенской ул. (Луначарского), щедро обделанный деревянной резьбой, просто завораживает.

До 1837 года в Чухломе не имелось гражданских каменных зданий. Первое такое каменное здание - Присутственные места - располагается на Октябрьской (Галичской) ул. Потому что вся общественная жизнь города была сосредоточена на торговой площади, вокруг нее находятся все лучшие здания того времени. В ансамбль площади входит и Успенская церковь, которая старше площади (построена в 1730 году). Для храма выбрано довольно таки удачное место. Хорошо связанная с окружающей природой и всей застройкой, Успенская церковь является доминантой в силуэте города, усиливая его выразительность. Сейчас на площади сделали сквер и посадили цветы, а участки со старым булыжным мощением не всегда привлекают внимание, хотя у них очень интересная история. Тринадцать лет, с 1815 по 1828г. со всех, кто въезжал в город, взимался налог для мощения площади в виде или 2-х булыжных камней, или пяти копеек. С тех времен и лежат, заросшие травой, камни на торговой площади Чухломы.

Чухлома. Авраамиев Городецкий монастырь
Чухлома. Авраамиев Городецкий монастырь.

Главная гордость Чухломы - это Авраамиев Городецкий монастырь, маленькая Покровская церковь которого - один из древнейших каменных храмов Чухломского района (1608 - 1631г.). На камне в южной стене храма резная надпись говорит, что здесь в 1632г. была погребена сестра царя Михаила Федоровича - княжна Е.В. Долгорукова. Существенным переделкам он подвергся в связи с началом строительства в 1857г. примкнувшего к нему Ильинского собора. Среди высокой травы и кустарника в западной части монастыря видны развалины древнего Николаевского надвратного храма, который был построен в 1650 году. Сквозь проломы стен, которые окружали монастырь, видно волшебное озеро, а вдали силуэт Чухломы, города, позволяющего почувствовать своеобразие и обаяние древнерусского зодчества